Занятие по автоматизации звука [С] "Проделки проказницы Зимы" (для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи)

Разделы: Работа с дошкольниками


Програмное содержание.

  1. Закрепить представления о согласных и гласных звуках, учить различать их; углубить представления детей о зиме, явлениях зимней природы.
  2. Закрепить чёткое произношение звука [С] в изолированном виде, в словах, фразах. Закрепить правильную артикуляцию данного звука, учить выделять звук [С] из ряда звуков, слогов, слов.
  3. Развивать фонематических слух, внимание, мышление, упражнять в дифференциации звуков [С] и [Ш]; развивать координацию речи с движениями
  4. воспитывать чувство взаимовыручки, доброжелательные отношения.
  5. формировать правильное физиологическое дыхания.

Словарная работа.

Ввести в активную речь детей слова

Существительные – зима, снег, снежинка, сугроб.

Прилагательные – холодный, морозный, белый, пушистый.

Глаголы – замёрзнуть, покрывать, заметать.

Предварительная работа:

  1. постановка звука [С ]на индивидуальных занятиях;
  2. разучивание стихов, загадок о зиме и зимних явлениях;
  3. разучивание упражнений для развития физиологического дыхания, упражнений артикуляционной гимнастики.
  4. знакомство с гласными и согласными звуками, их артикуляцией, с правилами фонетического анализа согласных звуков;
  5. чтение “Белой сказки” из книги Н.В.Нищевой “Разноцветные сказки”

Оборудование.

Фланелеграф, указка, картинки с изображением девочек с артикуляцией гласных звуков, иллюстрации для анализа звуков, конверты с набором картинок, индивидуальные зеркала по числу детей, снежинки для дыхательного упражнения, костюм снеговика для взрослого, магнитофон, иллюстрации к загадкам.

Группа оформлена в виде зимней сказки.

Ход занятия

1 часть Организационный момент
Логопед: Сегодня я хочу вас пригласить в зимнюю сказку, но сначала вы должны мне ответить

Вы мороза не боитесь

Дети Нет
Логопед Не заплачете в пути?
Дети Нет
Логопед Если снег залепит глазки, не запроситесь домой?
Дети Нет
Логопед Ну тогда в путь. Для начала мы все поиграем в игру  “Снежинка”
Дети Движения
Кружатся снежинки
В воздухе морозном
Кружатся на носочках
Падают на землю
Кружевные звёзды
Показывают руками плавное падение снежинок, медленно приседают
Вот одна упала
На мою ладошку
Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку
Ой, не тай снежинка
Подожди немножко
Бережно покрывают снежинку на ладони другой ладошкой.
Логопед. Давайте ребята мы на неё подуем, чтобы она не растаяла

(Упражнение на дыхание со снежинками)

1. Снежинка в правой руке перед собой, вдыхаем носиком, выдыхаем (дуем) на снежинку – 2-3 раза
2. Повернулись вправо – вздохнули носом, выдохнули через рот – 2-3 раза
3. Повернулись прямо, переложили в левую руку снежинку – вдох через нос, выдох – через рот – 2-3 раза
4. Повернулись влево – вдох через нос, выдох – через рот – 2-3 раза.
5. Повернулись прямо положили медленно снежинки на ковёр.
2 часть.
Логопед Вот мы с вами и попали в зимнюю сказку. Здесь всё волшебное. Волшебный, белый, пушистый снег совсем не холодный. Давайте присядем на снег. (проводится беседа)
Логопед Ребята, скажите какое время года сейчас?
Дети Зима.
Логопед: А как вы узнали, что зима?
Дети Потому что на улице снег.
Логопед Правильно, снег покрывает зимой крыши, деревья, заметает дороги. Что делает снег? (индивидуальные ответы)
Логопед А какой снег?
Дети Белый, холодный, пушистый.
Логопед А когда очень много снега, то как мы говорим, что на дороге и во дворе…
Дети Сугробы.
Логопед А во что вы любите играть зимой
Дети Снежки
Логопед:

Давайте, ребята, поиграем в снежки

Упр. “Снежок”

Цель: развитие координации движений и выразительности речи

Раз-два-три-четыре Ритмичные хлопки
Мы с тобой снежок лепили Лепят снежок
Круглый Показывают круг
Крепкий Сжимают
Гладкий Гладят по тыльной стороне ладони
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком
Раз – подбросим Бросают вверх
Два – поймаем Приседают, ловят
Три – уроним Роняют
И сломаем Растаптывают

Н.Нищева

3 часть
Логопед А теперь садитесь за столы.
Пока дети садятся, переодеваюсь в снеговика.
Логопед Ой, ребята, что случилось

Я в кого-то превратилась (загадываю загадку)

Я – нелепый человек

К вам попал я в 21 век

Морковка на лице

В руке метла

И очень я боюсь тепла

Дети Снеговик
Логопед Это всё проделки злой волшебницы, ведь мы с вами в сказке. Вы поможете меня расколдовать?
Дети Да!
Логопед Надо выполнить все задания правильно.
1 задание. “Отгадайте, что за звук?” (игра с картинками девочек, которые изображают артикуляцию гласных звуков)
2 задание Артикуляционная гимнастика (с индивидуальными зеркалами)
Жил был язычок. Открыл он своё окошко (упр. “Окошко”). Выглянул на улицу (упр. “Иголка”). Посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (упр.”Маятник”, “Качели”) Увидел, что на улице много снега, взял лопату (упр. “Лопаточка”)сделал горку (упр. “Накажем язычок”) и стал кататься ( упр. “Горка”)
3 задание Отгадайте загадки:
1. Странная звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

(снежинка)

2. Подморозило вчера, налетела мошкара

И от этой мошкары стали белыми дворы.

(снег)

3. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за верёвку вожу.

(санки)

Логопед(снеговик) Ребята, на какой звук начинаются все эти слова?
Дети На звук [С]
Логопед (снеговик) Правильно. А какой он. (Проводится фонетический анализ звука с опорой на “Схему звука”
Дети Согласный, глухой, твёрдый
Логопед (снеговик) А теперь повторите за мной слоги, только не ошибитесь

Са – со – су

Сы – су – со

Ас – ос – ус

Вот и ещё одно задание выполнили
4 задание Упр. “Топни – хлопни”

Цель: развитие фонематического слуха, упражнять в дифференциации звуков [С ]и [Ш].

Правила: если вы услышите звук [С] – вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Ш] – вы должны топнуть.

С, з, ш, с, н, к, с, ш, з,

Шу, жу, со, жа, шо, зу, сы, зо, са

Шапка, жаба, санки, шишка, коза, свистеть, ваза, красивый.

(данное упражнение используется, как физминутка)

5 задание Упр. “Не ошибись”

Цель: развитие навыков звукового анализы, развитие фонематического слуха.

Каждому ребёнку даётся конверт с картинками, он должен отобрать картинки со звуком [С], а остальные в другую стопку. Затем каждый называет, что он отобрал.

Дети работают под тихую музыку.

В ходе выполнения заданий снеговик снимает с себя по одной вещи и в конце 5 задания расколдовывается
Логопед Спасибо вам, ребята, не бросили меня в беде, выручили. Выполнили все задания. Расскажите, чем вы сегодня занимались? Какой звук повторили? Какие упражнения выполнили?
Дети отвечают. (подводится итог)
Логопед В заключении нашего путешествия, чтобы нам вернуться в детский сад мы должны слепить снежную бабу.
Упр. “Снеговик” (под музыкальное сопровождение)
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок
Идут по кругу, катят “снежок”
Он превратится в толстый ком Показывают круг
И станет ком снеговиком Рисуют руками снеговика
Его улыбка так светла Показывают улыбку
Два глаза Показывают из пальцев
Шляпа Ладонь на голову
Нос Показывают ладонями
Метла Держат “метлу”
На солнце припечёт слегка Медленно приседают
Увы и нет снеговика Встают, пожимают плечами.
В. Егоров
Логопед. Вот мы с вами и вернулись обратно в наш родной детский сад.

Используемая литература

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресс, 2003. – 32 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: “Просвещение” 1989г.
  3. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. – методическое пособие-конспект, “Детство-Пресс” 1999. – 48с.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: “ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: “Мозаика – Синтез”, 2007. – 80 с.
  6. Н.М.Миронова Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 год – 48с.
  7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. – Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 112 с.