Развитие творческого компонента технологической подготовки старшеклассников с помощью элективного курса "Дизайн театрального костюма"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Современный этап становления технологической подготовки старших школьников в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года предполагает, что на старшей ступени общеобразовательной школы будет создана система специализированной подготовки – профильное обучение. В настоящее время происходит разработка содержания профильного образования путем создания системы элективных курсов, в том числе и в рамках предметной области “Технология”.

Введение в содержание образования школьников в рамках предметной области “Технология” элективных курсов из области декоративно-прикладного искусства можно рассматривать как учебную задачу, способствующую приобретению собственного опыта творческой деятельности. Одним из таких элективных курсов может выступать составленная мною программа “Дизайн театрального костюма” для учащихся 11-го класса.

Значение театрального костюма как области разработки содержания технологической подготовки школьников на старшем этапе неоценимо. Основанием для этого утверждения является то, что развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Учащиеся старшей возрастной категории способны в ходе практико-ориентированной, продуктивной, проектной деятельности проанализировать историю и технологию изготовления костюма в конкретном государстве, в ходе познания нравов и обычаев народа, создать собственный театральный костюм. Изучая форму и окраску одежд, используемые ткани, изменения в покрое, сочетаниях цветов у различных народов и народностей, используемых в театральном творчестве, учащиеся старшего возраста способны к созданию собственного проекта театрального костюма, отличающегося новизной и оригинальностью. Любая деталь эпохи – специфика религиозных представлений, направления в развитии искусства и науки, развитие ремесел, изученная и творчески переосмысленная в сознании старшеклассника способствует возникновению внутренней потребности в творчестве, в нестандартном решении задач, безмерно расширяет кругозор учащихся, способствует формированию нового мировоззрения школьника. Костюм знакомит учащихся с культурными, экономическими и эстетическими обычаями народов. Костюм представляет собой живое воплощение истории культуры в наиболее обобщенном виде. Любые достижения человечества, как известно, находят свое отражение в одежде.

Театральный костюм, помимо исторической значимости, во все времена представлял собой сочетание различных ручных искусств – вышивки, кружевоплетения, ювелирного дела, ткацкого искусства, дизайна. Знакомство с технологией этих искусств обогащает эстетические представления учащихся, формирует не только художественный вкус, но и стремление реализовать творчество в собственной деятельности, поскольку произведения именно этих искусств максимально оригинальны и неповторимы.

Осуществляемое позволяет оценить театральный костюм как эффективное средство, в котором можно реализовать возможности проектной деятельности, так и реализовать практическое использование театрального костюма, изготовленного старшими школьниками для участия в различного рода мероприятиях – спектаклях, литературных вечерах, фольклорных праздниках.

Следует отметить также и высокий потенциал элективного курса “Дизайн театрального костюма” в развитии познавательной активности школьников. В ходе выполнения модели костюма школьники, изучающие данный элективный курс:

  • знакомятся с историей театрального костюма от античной эпохи до наших дней;
  • детально изучают специфику театрального костюма и технологические аспекты его изготовления в конкретную историческую эпоху;
  • отрабатывают необходимые элементы технологического процесса изготовления конкретного костюма, характерного для определенной эпохи;
  • проектируют авторскую модель театрального костюма, органично сочетающую в себе характерные черты конкретной исторической эпохи;
  • выполняют творческий проект и модель театрального костюма;
  • осуществляют творческую защиту проекта и модели театрального костюма.

Модель развития творческой активности старшеклассников средствами театрального костюма способствует формированию благоприятной для стимулирования художественного творчества образовательной среды с использованием традиционных и инновационных методологий и технологий обучения.

В методике проведения занятий широко используется музейная педагогика, проектная технология и методология продуктивного обучения. Обучение носит интерактивный характер, что, помимо характера общения педагога и учащихся, определяет необходимость использования соответствующих средств обучения и определяет высокий уровень познавательной активности учащихся.

В ходе реализации элективного курса широко используются возможности интеграции знаний из различных предметных областей, основными из которых являются историко-философские, эстетические, искусствоведческие при реализации теоретического компонента и технические, физико-математические и технологические – при реализации практического компонента программы курса.

Мониторинг уровня знаний, умений, навыков, познавательной мотивации и творческих возможностей учащихся показывает, что тематика, содержание и методология курса содействуют не только активизации познавательной деятельности учащихся, но и позволяют старшим школьникам реализовать потребность в творчестве, закрепляя её как устойчивую систему творческих мотивов практической деятельности, творческое отношение к процессу жизнедеятельности.

См. приложение.