Развивающие игры для младших детей–дошкольников по ознакомлению с железной дорогой и профессиями магистрали

Разделы: Работа с дошкольниками


Аннотация

Наш детский сад углубленно работает над вопросами ранней профориентации на профессии железной дороги и ознакомление с магистралью. Развивающие игры для детей помогают нам осуществлять данную работу. Надеюсь, игры также помогут логопедам и воспитателям в работе над лексической темой “Транспорт”.

1. Дидактическая игра “Проделки Незнайки” для детей средней группы

Цель: развивать внимание, мышление, память; продолжать знакомить детей с железной дорогой профессиями железнодорожной магистрали.

Оборудование : письмо, 3 рисунка, рабочий материал по количеству детей; паровозы, вагоны, колеса, картинки.

Предварительная работа: экскурсии на вокзал; знакомство с профессией машиниста; рассказ детей из личного опыта о работе проводника (поездки на море или на дачу); познавательная беседа с папой Зайцевой Лизы о работе путевого обходчика.

Ход игры

Воспитатель:

-Сегодня мы получили письмо от Петрушки, который приглашает нас в путешествие.Вы хотите поехать?

Ответы детей.

Раздается стук в дверь.

-Дети, к нам кто-то стучится.

Воспитатель открывает дверь, на пороге стоит Петрушка и плачет.

Воспитатель:

-Петрушка, что с тобой?

Петрушка:

-У меня беда.

Воспитатель:

-Что случилось?

Петрушка:

-Я попросил Незнайку нарисовать для нас карту-маршрут, чтобы отправиться в путешествие. Посмотрите, что он нарисовал. Как мы сможем понять, где что находится?

Воспитатель:

-Ребята, давайте поможем Петрушке разобраться в этих рисунках и составим такой поезд, который смог бы отвезти нас в путешествие.

На рисунке изображен силуэт паровоза, но вместо машиниста проводник пьет чай.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первый рисунок и сказать, что неправильно нарисовал Незнайка.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно, дети, для того, чтобы наш поезд тронулся с места, в кабине нужен машинист. Давайте все вместе поможем исправить ошибку Незнайки.

Детям предлагается на подготовленный силуэт паровоза положить соответствующую картинку.

Воспитатель:

-Наш локомотив готов, его поведет машинист. Посмотрим, что у нас на втором рисунке?

На втором рисунке изображен железнодорожный обходчик с молотком в купе.

Воспитатель:

-А что здесь Незнайка перепутал?

Дети (предполагается ответ):

-В поезде ходит проводница и угощает всех чаем.

Продолжаем составлять наш поезд. Дети подставляют к паровозу вагон с правильными картинками. Машинист есть, проводницы есть.

На третьей картинке проводница ремонтирует железнодорожный путь.

Воспитатель:

-Как вы думаете, что здесь не так?

Предположительные ответы детей:

-Колеса ремонтируют обходчики, а не проводники.

Дети составляют поезд, который состоит из локомотива и вагонов.

Воспитатель:

-Нашему поезду теперь нужны колеса, и мы можем отправляться в путешествие.

Дети собирают состав. Затем строятся паровозиком, выбирают машиниста и отправляются в путь

2. Лото “Цветные паровозики”.

Цель: закрепить знания цветов и оттенков. Развивать у детей зрительное внимание. Продолжать знакомство с железной дорогой.

Оборудование:

Игровое поле, карточки лото с паровозиками разного цвета.

Ход игры

1-й вариант.

В игре участвуют 2-6 игроков.

Каждый из игроков выбирает себе карточку-поле с картинками. Ведущий перемешивает карточки лото в коробке изображениями вниз. Когда все игроки готовы к игре, водящий выбирает любую из находящихся у него карточек, показывает ее участникам и предлагает детям отыскать на своих картах такое же изображение.

Тот, кто узнал свой цвет паровозика, рассказывает, что он везет, после чего получает карточку и кладет ее на соответствующую ячейку своего игрового поля.

Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своем игровом поле.

2 вариант.

Каждый из игроков выбирает себе карточку – поле. Разрезные маленькие карточки лото с картинками ведущий перемешивает. Ведущий называет только предмет, который везет паровозик. Игрок должен назвать цвет паровозика.

Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своем игровом поле.

3. Настольная игра “Железнодорожное путешествие Снеговиков”.

Цель: продолжать знакомить детей с железной дорогой. Учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Фишки (персонажи и волшебные предметы) выкладываются на красные кружки игрового поля снежинками вверх, а картинками вниз. Всего на игровом поле 28 красных кружков, на которые выкладываются фишки.

Кроме того, есть обведенные красные кружки СТАРТ (г. Великий Устюг) и ФИНИШ (г. Москва), на них фишки не выкладываются.

Игроки берут себе по одному Снеговику-железнодорожнику и устанавливают их на начальной точке путешествия – г. Великий Устюг. Дается игровая цель – Снеговикам необходимо попасть в Москву на Новогоднюю елку, т.к. Дед Мороз забыл подарки.

Играющие поочередно бросают кубик и передвигаются на количество шагов, которое выпало на кубике. Ходить можно только по кружкам, которые соединены между собой линией движения, но ходить можно в любом направлении – вперед, назад, вправо, влево.

Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

4. Подвижная игра “ Поезд”

Цель: развивать движения детей. Знакомить детей с железнодорожными профессиями и профессиями магистрали.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в поезд: “Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. “Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: “чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: “Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки