Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: Рассмотреть случай письменного умножения на трехзначное число.

Задачи

Обучающие:

- помочь детям самостоятельно найти новый нужный способ действия (умножения на трехзначное число.);
- формировать умение выполнять действия письменного умножения на трехзначное число;
- совершенствовать навыки устных и письменных  вычислений, решение задач, умение работать на компьютере.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать  интерес  к  математическим знаниям, к работе на компьютере.

Оборудование: доска, учебник, тетрадь - ТПО №1, индивидуальные карточки для устного счета , карточки для задачи №156, калькуляторы, компьютеры.

Тип  урока: урок  формирования  новых  знаний.

Методы, используемые  на  уроке: словесные,  наглядные,  практические, частично- поисковые,  приемы  нахождения нужного  способа  действий,  приемы  анализа, синтеза,  классификации,  сравнения,  аналогии и обобщения.

Ход  урока

1.Организационный момент, приветствие

2.  Актуализация опорных знаний

Устный счет:

а)  самостоятельная   работа по индивидуальным карточкам  (табличное умножение и  деление)

Образец карточки


б)взаимопроверка  (работа в парах).

в) повторение взаимосвязи компонентов при умножении и делении)

На доске

374∙82

32 ∙34

Посмотрите внимательно на выражения, чем они похожи и чем они отличаются?

(Действия  одинаковые – умножение,  умножение на двузначное число; отличие- в первом выражении трехзначное, во втором двузначное.)

374•82=30668

Как математически правильно прочитать выражения?

Найдите  значения выражений в «столбик».

Из каждого равенства составьте два верных равенства на деление. Проверьте  с помощью калькулятора.

- Как это будет записано?

30668:374=82

30668:82=374

1088:32=34

1088:34=32

Продолжите выражение: «Если значение произведения разделить на первый множитель, то получим второй множитель»

«Если значение произведения разделить на второй множитель, то получим первый множитель»

- Подтвердились наши решения?

- Повторим особенности умножения на двузначное число. Объясните, как вы выполняли умножением столбиком.

  ( Ответы детей : сначала первый множитель умножаем на число единиц второго множителя. Получаем первое неполное произведение. Затем первый множитель умножаем на число  десятков второго множителя и получаем второе неполное произведение. Затем  складываем  неполные  произведения.)

3. Целеполагание

Задачи  устно:

1) Длина  зала 124м., а ширина 36м.Чему равна  площадь зала?

2) Длина зала 124м., а ширина 236м. Чему равна площадь?

Как  можно  решить эти  задачи?

а)  Запись на доске:

124     124
 36     236

- Чем похожи и чем отличаются эти два выражения?( первый множитель одинаковый, во втором множителе  одинаковое число единиц, число десятков, отличие – трехзначное число, имеется разряд тысяч.).

Формирование нового способа действий:

Подумайте, как можно вычислить значение второго произведения? Давайте  найдем  новый нужный  способ  действия.

(Выслушиваются предположения детей)

б) №154 – давайте рассмотрим  записи умножения в упр. №154.

Какой можно сделать вывод? Какой способ  действия  мы  нашли?

4. Работа в тетради на печатной основе-с.45, №100.

Сравни записи умножения в «столбик» Почему в одном случае три неполных произведения, а в другом два? ( во втором множителе отсутствуют  десятки)

- В каком выражении  будет два неполных произведения?

- А   какое правило можно применить, чтобы это условие  выполнялось и в других случаях?  -(Правило перемены  мест множителей))

- Выполните  действия в рабочей тетради.

5. Самостоятельная  работа - №102. ( первый ряд),  проверка.

Вывод  по  выполненной  работе.

Физ.минутка

Встали- немного отдохнем. 1)Представьте, что ваш нос это карандаш, начертите все углы комнаты. Подбородок – это  резинка – сотрите все, что начертили. Посмотрите на потолок- начертите прямоугольник,  треугольник, квадрат и снова сотрите.

Следующая работа – работа на компьютере.

Вспомните правила техники безопасности.( дети  повторяют  правила т/б)

6. Работа на компьютере:

Сели на рабочие места.

Вспомните, какие фигуры мы чертили на потолке. Чем они отличаются?

Может ли так быть – фигуры разные, а площади одинаковые?  (предположения  детей) (Докажите)

Внимательно прочитайте задания и выполните  их, это поможет вам более точно ответить на вопрос.  ( дети выполняют  задание, учитель осуществляет направляющую помощь)

В задании  все  фигуры белого цвета, дети , используя заливку получают следующее:

1. Внимательно рассмотри  фигуры. Какая фигура лишняя? Закрась ее заливкой  красным цветом.

2. Внимательно посмотри  на стороны каждой фигуры, найди площади каждой  фигуры и сравни их.

3. Закрась  зеленым цветом фигуры с одинаковыми площадями.

4. Рассмотри  остальные фигуры, определи, площадь какой фигуры меньше всех, закрась ее синим цветом, а остальные  желтым.

5. Вычисли площадь фигуры №7.

6. Могут ли быть  геометрические  фигуры -  разные , а их площади одинаковые?

- Так ли так быть, что фигуры   разные, а площади одинаковые? (Поясните)

Физ.минутка: Встали,  глазки вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения по часовой  стрелке, против часовой стрелки. На потолке мысленно  носом  нарисуйте фигуры, которые  запомнили при работе на компьютере, так же  мысленно  сотрите  подбородком.. Возвращаемся за парты.

7. Работа над задачей

Предыдущее задание  вам поможет при работе со следующей задачей №156.

Запишите в тетрадях «Задача №156».

До чтения -  начертите отрезок равный трем клеткам.

Внимательно прочитайте задачу.

Этим отрезком будем обозначать ширину участка

Попытайтесь  самостоятельно обозначить длину.

- Запишите арифметическим действием, чему равна длина участка.

- Что обозначают остальные выражения?     Выберите   из правого столбика:

4∙6

длина

24∙(24∙6)

периметр

(24+24∙6)∙2

площадь

4∙2

две длины

24∙2+24∙6∙2

периметр

8. Работа  по  группам

- Найдите  площадь и периметр, отвечая на вопрос задачи.

1 группа  находит площадь и периметр (дается  направляющая помощь на карточках)

Карточка - помощник

Решение задачи:

1. Ширина в 6 раз меньше, значит длина………….?

2. Найди длину.

3. Вспомни  формулу для  нахождения  площади $ =

4. Найди площадь.

5. Вспомни  формулу для нахождения  периметра 

6. Найди периметр.

7. Попытайтесь ответить на последний  вопрос  задачи.

2 группа  дополнительно отвечают на последний вопрос задачи.

(Один ученик работает у доски)

Проверка решения классом.

Резерв – решение  задачи № 155.самостоятельно.(102 и 157) на выбор

Проверка.

9. Итоги урока. Рефлексия

Что нового для себя открыли?

Чем занимались на уроке?

Что  понравилось на уроке?

Оцените  свою работу по пятибалльной системе (у каждого ученика таблица оценивания).

Таблица
умножения

Нахождение
площади

Нахождение
периметра

Умножение  на
трехзначное
число

Работа  на
компьютере

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

Учитель  благодарит  ребят  за  активную  и плодотворную  работу  на  уроке. Оценивание  учащихся  учителем.

Дом.  задание:  на  выбор :

а), №157, р\т №102,с.45.
б) задача  на  карточке (приложение2)

Приложение 1

На доске:

Открой для  себя  на уроке:

1. Нужный способ действия;

2. Найди  закономерность  в умножении;

3. Ответь  на вопрос:

Могут ли у разных фигур (прямоугольник, квадрат) одинаковые  площади?

Приложение 2

Реши  задачу

1. Площади  двух  фигур 60 м2. Предположите, каковы могут быть  площади и стороны  каждой из  них. Ответ  обоснуйте.  (2-3 варианта)

2. Тетрадь  на печатной основе - №102., с.45.