Виды творческих заданий на уроках литературы в начальной школе, их роль в формировании личности ребенка

Разделы: Начальная школа


Владимир Александрович Сухомлинский сказал:

“Через сказку, фантазию, игру –
Через неповторимое детское творчество –
Верная дорога к сердцу ребёнка”

Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

Выготский писал, что под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.

Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.

Урок литературы, особенно в начальной школе, - это всегда урок творчества. Прежде всего это творчество самого учителя, и если оно есть, будет и творчество учащихся.

Творчество строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Прежде всего это творчество читателя. В нём, в чтении, участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память.

Здесь важна активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения.

Деятельность читателя в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна, так как слово не обладает вещественностью звука, линии, цвета, объёма, движения.

Но если помочь читателю включить эмоции, воображение, то будет услышан звук, увиден цвет, почувствовано движение

Одним из видов творчества является “стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал: “в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой”. Вспомним себя в 3 – 5 лет. Тут и стихи-перевёртыши, и нескладушки, и дразнилки, и детские песенки. Куда же это делось в 6 – 7 лет? Оно есть. Просто об этом нужно вспомнить, как вспомнили авторы нового учебника “литература” под редакцией Н.Д. Тамарченко и Стрельцовой , где именно с этого, с детского фольклора начинается воспитание грамотного читателя, где ребята не только читатели, но и авторы – сочинители и художники.

Если мы возьмём их учебник для первого класса, то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок и т.д.

А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.

И вот какие считалочки получились у ребят:

Раз, два, три, четыре
Я считаю мух
Как увижу сразу
Называю вслух
Вот одна, а вот другая
Ты пойдёшь со мной
И ещё кого – нибудь
Прихватишь за собой.

Но кроме этого авторы предлагают ребятам попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:

Антошка – картошка,
Соломенная ножка

Сам с ноготок,
Голова с локоток

Прокоп – укроп
Медный лоб
Сам с аршин
Голова с кувшин

Лешка – лепёшка
Голова с лукошко
Шапка колышком
Ноги брёвнышком

Даётся задание:

“Попробуй нарисовать иллюстрации к этим дразнилкам”

Или:

“Нарисуй диафильм к этой небылице:

Шла лисица по мосту
Несла вязанку хворосту
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок”.

Или при изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.

Что значит дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство? Произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: “Если я могу это, значит я смогу и другое”. И если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Такая работа начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с уроков обучения грамоте, на которых используется много стихотворного материала, например, Азбука в картинках С.Я Маршака или его же “Про всё на свете”, “Забавная азбука” и т.д.

Н-р, эта буква широка и похожа на жука и т.д.

Затем можно организовать стихотворные диалоги разной степени трудности.

Двум ученикам даются две одинаковые карточки и после двух – трёх минут подготовки предлагается прочесть диалог учителю и всему классу.

Например, “историю о храброй собаке”

1.Собака, что лаешь?

2.Волков пугаю.

1. Собака, что хвост поджала?

2. Волков боюсь.

Или: “Разговор лягушек”

  1. Кума, ты к нам?
  2. К вам, к вам, к вам, к вам.
  1. Кума, ты куда?
  2. К воде скачу, ловить хочу!
  1. А кого, кого кума?
  2. Рака, карпа и сома
  1. Как поймаешь, дашь ли нам?
  2. Как не дать, конечно, дам!

После нескольких таких занятий дети уже могут сочинить, например, такое:

На берёзе теремок,
Не висит на нём замок
Всё открыто для жильцов
Для товарищей скворцов

Или: На уроке рисования, занимались “кляксованием”, делали кляксы и дорисовывали их до какого-либо образа. Затем на уроках литературы придумывали названия и тексты к кляксам. Получалось такое:

  • Это ёжик: ни головы, ни ножек
  • Забияка – обезьяна корчит рожицы, а у этой обезьяны очень мохнатая кожица”

А вот целый стихотворный текст к кляксам:

Жила была улитка
Зелёный хохолок
Ей встретился мальчишка
Весёлый колобок.

Они гуляли в парке.
Ходили в зоопарк,
Им встретился слонёнок
И червячок – колпак

Клякс я наделать много смог,
На всех зверей похожих,
А стих придумать не сумел
И моя мама тоже

При изучении народных или литературных сказок открываются широкие возможности для развития творчества. Вначале детям предлагаются разные игровые ситуации по созданию сказок, которые предлагает нам Джанни Родари:

  • Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным .далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую
  • Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить.
  • Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха.
  • Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.

Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.

Некоторые попробуют свои силы в создании “комиксов” к тем сказкам, которые сочинят сами дети. Например,

Жил был красный бегемот
У него болел живот
Раз на севере он был-
Свой больной живот лечил
Север, север, край чудной,
Только холодно зимой.
Там такой стоит мороз
Бегемот совсем промёрз.
Был он красный, стал он синий
Серебрился словно иней
Побелел ещё слегка
Стал как синяя река.

Творческая деятельность – одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина духовной жизни человека. Именно в этом возрасте так важно утвердить такие духовные начала в ребёнке и закрепить их, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни.

Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве

Ярко это проявляется в диалогах. Диалог может быть устный и письменный. Но творить на ходу бывает сложно, особенно детям. Но если на уроке литературы дети мыслят от себя, не боятся думать вслух, привыкли доверять друг другу и учителю, то проявятся все их творческие способности в организации диалога. Лучше проводить такие диалоги в игровой форме.

Например, ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним.

Или:

Диалог сказочника со случайными попутчиками, которые оказались в карете (разговор о творчестве, о том кто герои и т.д.)

Или:

Разговор писателя со своими героями и т.д.

Эта работа трудна. И пусть вначале не у всех возникает желание и смелость принять в этом участие, но потом по мере успеха одних другие тоже включаются в работу.

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, их воображение, творчество, но и позволит быть ребёнку грамотным “автором” или читателем, но поможет лучше ориентироваться в тексте, владеть анализом, чувствовать произведение в единстве его формы и содержания.

В заключении могу сказать, что когда я стала в своей работе использовать задания творческого характера. Ребята полюбили уроки чтения, они стали больше читать. Не стало проблемы дословного пересказа текста, т.к. в своей работе я чаще стала использовать такие пересказы как:

  • Пересказ от имени героя
  • Пересказ по иллюстрации
  • От лица рассказчика
  • Продолжение сюжета

Кроме того наши уроки стали более разнообразными, это и минутки поэзии, где ребята пробуют себя в сочинительстве четверостиший, словесное рисование какого-либо эпизода.

Разные виды чтения:

  • Чтение по ролям
  • Чтение пересказ
  • Чтение того что вымышлено, а что правдиво
  • Прочитать с помощью жестов, когда один читает , а другой изображает
  • Нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.

Начала работать в этом направлении в начале 2 четверти и уже к концу этой же четверти получила результаты: темп чтения увеличился, ошибок при чтении стали допускать значительно меньше, чтение стало более выразительным и самое главное появилось желание читать, что для меня как учителя очень важно.

Литература

1. Вопросы психологии обучения чтению и письму. Под ред. Т.Г. Егорова и Е.В. Гурьянова

- М., издательство Академия пед. наук, 1952.

2. Выготский Л.С.

Психология развития человека.

Москва : смысл.: ЭКСМО, 2003

3. Выготский Л.С.

Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка.

- Москва.: Академия пед. наук, 1952.

4.Выготский Л.С.

Воображение и творчество в детском возрасте .

М.: Просвещение, 1991

5. Егоров Т.Г.

Психология овладения навыком чтения

М., издательство Академия пед. наук, 1953

6. Новлянская З.Н.

Почему дети фантазируют?

М.: Знание, 1978

7. Новлянская З.Н.

Литература как предмет эстетического цикла

М.: ИНТОР, 1995

8. Новлянская З.Н.

Ступеньки к творчеству.

М.: Педагогика, 1995

9. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы.\ под ред. З.Я. Рез

Л.: ЛГПИ, 1977

10. Родари Джанни

Новогодний подарок: Фантазии и сказки обо всём на свете мудрым взрослым и умным детям. Л.: Лениздат, 1985

11. Родари Джанни

Грамматика фантазии

М.: Прогресс, 1990

12. Стрельцова Е.Ю.

Народное художественное творчество как объект научного исследования.

М:, 2003

13. Эльконин Д.Б.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста

М.: Академия пед. наук, 1957