Разработка компьютерного урока по географии в 6-м классе по теме "Озера. Охрана речных и озерных вод"

Разделы:


Цель урока:

  1. Дать новые знания о водоёмах мира (озёрах), о типах образования котловин.
  2. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи внешнего вида озёр и происхождения котловин; познавательный интерес и желание самостоятельного поиска знаний в проектной деятельности учащихся.
  3. Формировать умение определять географическое положение географических объектов, составлять описание озёр по плану.

<Слайд № 2>.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, мультимедийный учебник по географии для 6 класса.
  2. Таблицы: “Котловины озёр”.
  3. Карточки для учащихся.
  4. Географические карты: физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Тверской области, физическая карта Северной Америки.
  5. Информационные проекты групп учащихся 6 “А” класса в виде электронных презентаций: “Озёро Селигер”, “Озеро Байкал”.

Ход урока

I. Подготовка класса к восприятию новой темы.

Перечислите, что относится к водам суши? Что влияет на воды суши? Как человек может влиять на воды суши в результате хозяйственной деятельности?

II. Новая тема:

1. Отгадайте загадку:

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная,
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Цветные свои, поправляя причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?

(Озеро)

<Слайд № 3>

2. Запишите тему урока “Озёра”.

План:

  1. Понятие “озеро”.
  2. Озёрные котловины.
  3. Информационные проекты учащихся “Байкал”, “Селигер”.
  4. Свойства воды в озере.
  5. Охрана озёрной и речной воды. Значение озёр. <Cлайд № 4>

Что можно отнести к водам суши?

<Слайд № 5>

1. Работа над понятиями “море”, “озеро”, “река”, “водохранилище”.

Прочитайте п. 1 п.31 самостоятельно.

Учащимся можно предложить вопросы.

  • Что называется озером?
  • Чем озеро отличается от реки?
  • Чем озеро отличается от моря?

Запишите определение “озеро”.

2.

а) Дайте определение “котловина”.

  • От чего зависит внешний вид озера?

<Слайд № 6>

б) Работа с физической картой и статистическими данными:

  • Назовите крупные озёра мира: по материкам, по площади водного зеркала, по глубине.

<Слайд № 7>

Класс вместе с учителем работает по карте и таблице.

Самые глубокие озёра Земли

Озеро Глубина (м) Озеро Глубина (м)
Байкал

Танганьика

Каспийское

Ньяса

1620

1470

1020

706

Верхнее

Титикака

Мичиган

Онтарио

393

304

281

236

в) Решите тестовое задание. <Слайд № 8>

  • Подберите пару:

Озеро

  1. Байкал.
  2. Балхаш.
  3. Каспийское.
  4. Эйр.
  5. Чад.
  6. Верхнее.
  7. Титикака.
  8. Ладожское.
  9. Виктория.
  10. Гурон.

Материк

  1. Австралия;
  2. Африка;
  3. Евразия;
  4. Северная Америка;
  5. Южная Америка.

Проверка теста и дальнейшее изучение темы проводится, по слайду № 9.

г) Прочитайте п. 2 “Озёрные котловины”. Заполните таблицу, записывая названия озёр, о которых идёт речь в тексте.

Проверка задания.

№ п/п 1 2 3 4 5 6
Тип котловин Тектонич. Ледников. Запрудные Вулканич. Старицы Водохранил.
Примеры озёр. Байкал,
Иссык-Куль,
Титикака,
Телецкое.
Ладожское,
Онежское,
Селигер.
Сарезское На островах:

Камчатка, Ява.

У рек. На реках:

Волга, Обь, Енисей.

д) Послушайте, как образовалось Сарезское озеро на Памире. Ученик делает сообщение или выразительно читает текст.

3. Информационные проекты учащихся “Байкал”, “Селигер”.

Заслушивание информационных проектов–презентаций всей группы учащихся или 1 выступающего ученика. Данное задание получили группы учащихся заранее, как опережающее. В каждой группе детей есть ученик, который имеет навыки работы с компьютером в программе Power Point. Учитель оказывает помощь в подготовке и оформлении проектов.

<Cлайд № 10>

4. Свойства воды в озере.

Учитель и учащиеся могут излагать новый материал перед аудиторией.

  • Сточные и бессточные.
  • Солёные и пресные.
  • Холодные и тёплые.
  • Интересные: “Сладкое”, “Озеро смерти”, “Озеро чернил”.

Покажите примеры озёр на карте с определёнными свойствами.

<Слайд № 11>

5. Охрана озёрной и речной воды. Значение озёр.

<Слайд № 12>

III. Закрепление:

Просмотр и прослушивание мультимедийного учебника на компьютере. (5 – 8 минут).

  • Многообразие котловин.
  • Просмотр иллюстраций озёр.
  • Озеро Селигер (видеосюжет).

В России насчитывается более 3 млн. озёр, в Тверской области около 600. В Кувшиновском районе – Бельчаковское озеро.

Покажите озёра на карте. Составьте вопросы по теме урока.

  • Чем понравился урок?
  • Что нового вы узнали на уроке?

<Слайд № 13>

IV. Домашнее задание:

1 уровень:

Прочитайте параграф 31, пересказ. Нанесите озёра на контурную карту.

2 уровень:

Составьте описание озера, которое больше всего понравилось.

Дополнительно:

Сообщения:

“Сладкое озеро” – Клестова Алёна.
“Озеро смерти” – Егиазарян Арина.
“Озеро чернил” – Сокович Игорь.

Карточка для учащихся.

Приложение 2
Приложение 3