Занятие элективного курса для 9-го класса "Урок чистоты и здоровья"

Разделы: Химия


Цель занятия: Познакомиться с историей возникновения мыла и зубной пасты, выяснить их моющие способности, определить оптимальные критерии выбора данных средств гигиены.

Оборудование: В “черном ящикеупаковки от шампуня, гелей для душа мыла, зубной пасты, очищающих лосьонов и др. средств гигиены, На столах у учащихся упаковки мыла фирмы “Невская косметика” , “Florena”, “Fa”,упаковки зубной пасты “Glister”, “Colgate”, “Lacalut” и др, пробирки, стаканчики с водой , стружка от мыла “Невская косметика” , “Florena”, хозяйственное, жидкое мыло “Help”, индикаторная бумага со шкалой рН.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.

В современном мире успеха добивается более здоровый человек. А здоровье и чистота неразделимы. Каждое утро вы умываетесь и чистите зубы. Но вот поиграли во дворе опять надо руки мыть. Перед обедом, перед ужином - снова... Ну зачем нужны такие строгие порядки? А затем, чтобы бороться с опасными врагами человека - возбудителями заразных болезней. Нельзя садиться за стол с немытыми руками. Надо стричь ногти, ухаживать за бельём, чистить зубы. В правилах гигиены много скучных “нельзя” и “надо”, но они помогают сохранить здоровье. Гигиена - это наука о здоровье.

Слово “гигиена” происходит от греч. hygieinos, что означает “целебный, приносящий здоровье”. Какие средства гигиены вам известны на данный момент. (Учащиеся называют, а учитель достает упаковки от названных средств из “черного ящика”)

К важнейшим гигиеническим средствам, прежде всего, следует отнести мыло и зубную пасту. Послушаем учащегося об истории использования мыла.

Выступление учащегося.

Археологи установили, что мыло начали изготавливать уже 6000 лет назад. В античные времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира с примесью золы бука. Было оно 3-х сортов: твёрдое, мягкое и жидкое. Причём использовали мыло не только для умывания, но и для окраски волос. Научились римляне этому у галлов, которые носили длинные волосы, а чтобы они хорошо лежали, смазывали их растительным маслом, в которое добавляли красную земляную краску. Когда же на эту смесь попадала вода, то образовывалась густая пена, благодаря которой волосы становились чистыми и пушистыми. Так и был открыт один из способов производства мыла.

В средние века основными поставщиками мыла в Европе считались Неаполь и Марсель. Постепенно этому ремеслу — варке мыла — научились и другие народы. В России мыловаренное производство получило распространение во времена Петре 1 , но вплоть до середины XIX века мыло было известно в основном знати. Крестьяне стирали и мылись щелоком — древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи.

Учитель: Посмотрите на упаковки мыла, разложенные у вас на столе, и прочитайте состав данных продуктов. Вы видите, что в составе мыла основу составляют натриевые соли жирных кислот. Что это такое? Например вам знакома уксусная кислота: СН3СООН, а жирные кислоты в своем составе имеют от 8 до 18 углеродных атомов, эти кислоты раньше получали из жиров и растительных масел , поэтому в названиях закрепилось слово жирные. Данные кислоты являются слабыми по своей силе.

Процесс приготовления мыла складывается следующим образом: смешиваются жирные кислоты (жир) и щелочи. Запишем уравнение реакции для данного процесса:

С17Н35СООН + NaOH = C17H35COONa + H2O , а если для изготовления вместо щелока взять поташ , то процесс пойдет так:

17Н35СООН + K2CO3 = 2C17H35COOK + H2O + CO2

При растворении мыла в воде идет процесс диссоциации солей:

C17H35COONa C17H35COO- + Na+

Моющий процесс можно изобразить следующим образом:

Воздух

 

Схематическое изображение моющего процесса:

а — грязевая частица на поверхности материала; б — адсорбция моющего вещества на частице грязи; в — отрыв частицы грязи от отмываемой поверхности; г — частица грязи в моющем растворе; д — пузырьки воздуха с адсорбированными молекулами моющего вещества (пена); Е — слипшиеся пузырьки пены и частицы грязи; ж — адсорбционный слой моющего раствора на границе раздела воздух — вода

Таким образом видно, что основной характеристикой мыла является её щелочность. Чем она больше, тем лучше оно моет, удаляет кожное сало, но сушит кожу и разрушает волосы. Поэтому перед производителями стоит задача совместить эффективность очистки с оптимальным уровнем щелочности. Попробуем определить щелочность предложенных сортов мыла.

Выполняется лабораторная работа по инструкционной карте:

Инструкционная карта

  1. В три пробирки поместите по нескольку грамм мыльных стружек, в четвертую несколько капель жидкого мыла.
  2. Добавьте воды примерно2-3 мл, взболтайте.
  3. В каждую пробирку поместите кусочек индикаторной бумаги и сравните с показателем шкалы рН
  4. Результаты запишите в таблицу.

Название образца

Значение рН

“Невская косметика”

8

“Florena”

8

Хозяйственное

9

Жидкое

6

Делаем вывод : Хорошими моющими качествами обладают мыло“Florena” и “Невская косметика”, но излишней щелочностью, поэтому для людей с чувствительной кожей предпочтительнее использовать жидкое мыло.

Что является для вас определяющим при выборе мыла?

Ответы учащихся: запах, цена, форма, реклама и др.

Итак, при выборе мыла определяющими параметрами для потребителя является запах и цена, а хорошо бы чтобы человек мог познакомиться с составом продукта, взяв пробный кусок определил его моющие способности, щелочность. Затем, используя прием кругового сравнивания мог сделать выбор (См. Приложение 1)

Перейдем к зубной пасте. Об истории возникновения зубной пасты расскажет ученик.

Рассказ ученика:

Наши предки чистили зубы толченым стеклом, древесным углем, смолой, золой, шерстью с медом. Три века назад в Европе чистили зубы солью. Потом перешли на мел. С начала ХIX века в Западной Европе и России широко использовались зубные порошки на меловой основе. У нас, кстати, их можно было встретить еще в 70-80 –х годах ХХ века! С конца ХIX века мир стал переходить на зубные пасты в тюбиках ( первопроходец- компания “Колгейт”).

В 20-х годах нашего столетия начинаются поиски замены мелу как зубному образиву.

Поиски привели к использованию диоксида кремния, хорошо совместимого с соединениями фтора и другими активными компонентами, обладающего контролируемой абразивностью, позволяющей создавать пасты с широким диапазоном заданных свойств. И, наконец, оптимальный показатель рН , равный 7, за счет которого пасты на основе диоксида кремния нормализуют кислотно-щелочной баланс в полости рта. Сегодня практически все лучшие зубные пасты в мире выпускаются на основе диоксида кремния в качестве абразива.

Учитель : Основа зубов – кристаллы гидроксиаппатита, карбоаппатиты, фторапатиты. Главный компонент: гидроксиаппатит Са10(РО4)6(ОН)2 иногда записывается так: Са5(РО4)3(ОН) , а также восьмикальциевый фосфат :

Са8Н2(РО4)6 5 Н2О.

Если зубная паста содержит фтор, то после чистки зубов образуется устойчивая форма фтораппатита. Процесс записывается так:

Са5(РО4)3(ОН) + F- = Ca5F(PO4)3 + OH-

Образующееся вещество более устойчиво к действию яблочной, лимонной и др кислот, которые после еды разрушают зубы. Поэтому, важным показателем качества профилактической пасты является содержание активного фтора.

Посмотрите на упаковки зубной пасты, находящиеся на ваших столах, найдите записи, характеризующие содержание фторид-ионов.

Решим задачи на эту тему.

1 задача.

Какое количество монофторфосфата натрия (Na2PO3F) содержится в тюбике зубной пасты весом 75 г , если на упаковке написано: “Содержание активного фтора 0,15%”? Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно потреблять в виде зубной пасты примерно 1,5 г активного фтора, т.е. фторид-иона, способного диссоциировать и вступать в реакции ионного обмена с зубной эмалью. Сколько тюбиков зубной пасты надо использовать в течение года, чтобы обеспечить эту норму?

2 Задача.

Зубная паста “Crest” содержит, как указано на упаковке 0,454% фторида олова(II)

( молярная масса 157г\моль), а зубная паста “FM extra dent” содержит 0,8% монофторфосфата натрия ( молярная масса 145г\моль).

Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса?

Если у человека заболевания пародонтозом, то при выборе зубной пасты он должен остановиться на пастах содержащих лекарственные травы.

Подошло к концу наше занятие. Вы узнали, как действует мыло и зубная паста и какими критериями надо руководствоваться при выборе данных средств гигиены.

Литература

  1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека М. Дрофа 2004
  2. Химия 9 класс Сборник элективных курсов Составитель Ширшина Н.В. Волгоград Учитель 2005