Театрализованная игровая программа "Земля Русская"

Разделы: Внеклассная работа


Цель программы: Приобщение детей младшего школьного возраста к Русскому народному творчеству.

Задачи программы:

  • Повышение интереса к культуре русского народа.
  • Повышение интереса к фольклору.
  • Повышение интереса школьников к изучению былин.
  • Физическое развитие детей
  • Организация досуга учащихся.

Условия проведения игровой программы.

1. Игровая программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

2. Программа может проходить на любой игровой площадке (улица, помещение: учебный кабинет, танц.класс, спорт.зал. актовый зал, холл или фойе).

3. В игровой программе могут принимать участие от 3 до 5 команд, каждая команда состоит из 6-10 человек (равное количество человек в каждой команде)

4. Игровая программа может проводиться между командами, классами, школами.

5. Игровая программа рассчитана на 40-45 минут.

6. Призы предоставляются заказчиками игровой программы (педагог, классный руководитель, родительский комитет, администрация образовательного учреждения и т.д.)

Сценарная разработка театрализованной игровой программы для детей младшего школьного возраста “Земля Русская”

Помещение оформлено в фольклорном стиле: завалинка, силуэты домов, русские берёзки ит.д. Возможны любые фольклорные элементы. На игровой площадке появляются две девушки в русских народных костюмах. Исполняют несколько танцевальных движений под гусли. Вслед за ними появляются богатыри былинные – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

Настасья -

На Руси то было братцы, на земле матушке.
На Руси то было братцы, на многовековой.
Поднимались богатыри на защиту земли русской.
Собирались с силами на защиту родненькой.

Илья Муромец -

Как из далеча, далеча, из чиста поля
Изо того было раздольца, из широкого,
Что не грозная бы туча накатилася,
Что не буйные бы ветры поднималися,
Выбегало там старечко змеиное,
Не змеиное бы старечко – звериное.
Поднялась нечесть на землю Русскую.
Шипит она, собака, по - змеиному,
Свистит она проклятая по - соловьиному.

Добрыня Никитич -

Ой, вы, гой еси сыны земли русской
Станем на защиту земли матушки,
Станем на защиту родненькой.
Станем мы стрелять за три версты,
Да за три версты пятисотые,
Станем мы разить врага
Да врага – заклятого.

Алеша Попович -

Собирайся люд честной под знамёна русские,
Под знамёна русские, против вражья полчища
Под Ильюшины знамёна стройтися
Под Добрынины да под мои.

Все присутствующие делятся на три команды по заранее заготовленным эмблемам – значкам. Ребёнок попадает в команду того богатыря, чьё изображение у него на эмблеме. Команды возглавляют богатыри былинные.

Анфиса -

Ой, вы, гой еси – еси добры молодцы
Добры молодцы, да красны девицы
Возвращайтеся да с победою.
С победою, да со смертию врага лютого.

Команды совершают небольшие проходки, учатся маршировать строем. Девушки машут вслед уходящим командам. Команды двигаются строем к стартовой черте, то есть, к камню перепутному.)

Илья Муромец -

Дошли мы, люди добрые, до камня стойкого
До камня стойкого – камня многовекового.

Добрыня Никитич - До камня, да подписанного.

Алёша Попович - До камня несдвигаемого.

( Читают надпись на камне)

Илья М. - “ Налево пойдешь – смерть найдёшь”

Добрыня Н. - “ Направо пойдёшь – рать потеряешь”

Алеша П. - “ Прямо пойдёшь – сам пропадёшь”

Илья М. -

Что ж делать нечего! А чтоб всем вместе не погибнуть
Пойдём по трём путям. По трём путям неизведанным.
Ты, Добрынюшка бери своё войско, да ступай на лево.
Ты, Алешенька ступай на право,
А я напрямки двинусь.
Да вот ещё. Каждому карта достанется с путём на ней
Начертанным, не затеряться чтоб в землях нехоженых.

Каждая команда двигается согласно карте. На карте пять препятствий, каждое из которых, игровое действие. Маршрут разный, он выстроен таким образом, чтобы команды не встретились у одного и того же препятствия.. Задание объясняет герой, который стал во главе команды – Илья Муромец, Добрыня Никитич или Алёша Попович (далее Герой).

  1. Перейти Пучай – реку.

Герой - Перед нами Пучай – река. Пучай – река глубоководная.

Оседлайте коней добры – молодцы. Да перейдём мы в брод реку – могучую.

Задание:

Один человек из команды переходит в брод реку. Возвращается, берёт

ещё одного. Переходят туда и обратно. Берут третьего и переходят на противоположный берег. Первый там остаётся. Двое возвращаются и берут ещё одного человека. Переходят. Оставляют второго. Опять двое возвращаются и так до тех пор пока не переберутся все игроки.

2. Ведьма.

Герой - Перед нами на пути нашем появилась ведьма треклятая, треклятая да коварная.

Ведьма - Ой, вы, гой еси люди вольные! Вы берите золотой казны, что надобно.

Вы берите цветные платья с плеча. Вы берите все диковинки заморские.

Вы берите все вещи иноземные. Да оставайтесь у меня в услужении.

Герой - Некогда, нам старая, у тебя время попусту тратить.

На врага лютого – большою ратию двигаемся.

Ведьма - А коли, по добру в услужение не идёте, возьму вас хитростью. Коль решите три задания, убирайтесь по – добру, по – здорову, а коль ошибку допустите век вам быть у меня во служении.

(Количество загадок можно увеличить)

  • Крылья – Орловы, хоботы – слоновы,

Груди – кониные, когти – львиные,
Голоса – медны, носы – железны,
Мы их бить, а они нашу кровь пить.

(комары)

  • У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех?

(восемь)

  • Жили два брата, Пусто да Ничего. Ничего вылетел в окно,

а Пусто в трубу. Что осталось?

(осталось “Да”)

Ведьма - Что ж, делать нечего. Отпускаю вас по добру, по здорову. Да смотрите в мои владения больше не хаживайте.

3. Диво - Лихое

Задание:

Перед вами диво – лихое (нарисованная рожица с вырезанной дырой -“мишенью”) Ваша задача попасть “гранатами” шишками в “ рот” Дива – Лихого. Диво умирает, когда съест 10 шишек. После того, как будет 10 попаданий, можно продолжать путь.

4. Змей о трёх головах.

Задание:

Встают три человека. Им связывают ноги. Тому кто посередине привязывают ногу к левостоящиму, а вторую к правостоящиму. Участникам нужно дойти до черты и вернуться обратно. В роли “Змия трёхголового” должны побывать все участники, т. е. все бойцы “рати русской”.

5. Помочь раненым в бою ратном.

Задание:

Нужно перенести воду чайной ложкой из тарелки в стакан. Тарелка и стакан находятся на расстоянии 10 шагов. Каждый участник должен пройти дистанцию 2 раза.

После того как все этапы пройдены, все участники возвращаются к камню. Каждый из ребят получает сладкий приз или маленький сувенир на данную тему. Можно предложить “пир горой” (чаепитие). После награждения выходят Настасья и Анфиса.

Настасья - Добрый день люд честной. Люд честной – народ воевой.

Анфиса - Давно мы вас поджидаем со сражений ратных, со сражений ратных – смертельных.

Настасья - С чем вы воротилися? Со щитом или на щите?

Анфиса - С чем вы воротилися? С доброй вестью или с худой?

Настасья - Вот спасибо, вам сыны русские, сыны русские – богатырские.

Анфиса - Защитили вы край от силы лютой, силы лютой – не дружелюбной.

Настасья - Хвалу мы вам поем защитнички, защитнички да защитницы.

Анфиса - В прекрасный день слезы смахнём, слёзы смахнём рукавом разрисованным.

Настасья - Хоровод заведём во славу русскую, во славу русскую на земле – матушке.

Девицы заводят хоровод на две линии, вовлекая в хоровод всех участников мероприятия. После хоровода проводятся русские народные игры:

  • Ручеёк.
  • Третий лишний.
  • Из круга вышибало.
  • Жмурки

После того как провели игры, девицы и “герои” прощаются.

Настасья - Спасибо вам люди русские, спасибо за игры весёлые.

Анфиса - Спасибо вам люди русские, спасибо за землю русскую – землю матушку

Настасья - Никогда поганой нечисти не побороть силу народа славного.

Анфиса - Народа славного – сибирского, народа сибирского – великорусского.

После прощания звучит русская народная песня. Песню исполняют артисты и участники

театрализованной игровой программы “Земля Русская”

“Ой, да со вечору”.

Ой, да со вечору, да с полуночи – 2 раза.
Головка болела – 2раза.

Ой, да головушка моя болела – 2 раза
Гулять захотела – 2 раза

Ой, да пойду ли я да молоденька – 2 раза
В зеленую рощу – 2 раза

Ой, да сорву ли я да молоденька – 2 раза
Зеленую ветку – 2 раза

Ой, да заиграйте мои гусли – 2 раза
Гусли звончатые – 2 раза

Ой, да со вечеру, да с полуночи – 2 раза
Головка болела – 2 раза.

После исполнения песни все герои игровой программы кланяются и уходят.