Урок "Окружающий мир". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: «Про кошек и собак».

Цели:

  • дать детям представление о животных живого уголка;
  • познакомить с некоторыми породами кошек и собак;
  • воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, презентация, учебники, тетради с печатной основой, магнитофон, фигурки котят из соленого теста.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

II. Повторение пройденного

Класс делится на две группы.

1. Задание для первой группы:

 Закончите предложение:

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются …..

Задание для второй группы:

Закончите предложение:

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются….

2. Задание для первой группы.

Из перечисленных названий животных выберите диких:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

Задание для второй группы.

Из перечисленных названий животных выберите домашних:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

3. Задание для первой группы:

Соедините стрелками название домашних животных и то, что от них получает человек:

КОРОВА                                  ЯЙЦА

КУРЫ                                        МОЛОКО, СЫР, МАСЛО

ОВЦЫ                                       МЕД

ПЧЕЛЫ                                     ШЕРСТЬ

Задание для второй группы:

Соедините стрелками название домашних животных и  название его жилище:

КОРОВА                                  БЕРЛОГА

МЕДВЕДЬ                                ХЛЕВ

КУРЫ                                       КОНЮШНЯ

ЛИСА                                       КУРЯТНИК

ЛОШАДЬ                                 НОРА

III. Сообщение темы и цели урока

Разгадайте кроссворд «Домашние животные»

1. Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.

2. Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.

3. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.

4. Ноги тонкие, бока звонки,
А хвост – закорючкой.

– Какие слова в выделенных строчках? (Кошка, собака)

– Сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут с нами рядом: о кошках и собаках. Познакомимся с породами этих животных, поговорим об ответственности за них, о бережном отношении к тем, кого приручили.

Презентация «Про кошек и собак» (Приложение)

VI. Знакомство с собаками – лекция учителя

Очень часто в семьях заводят собаку. На первый взгляд, кажется, что все просто замечательно: например пришел домой, а там тебя ждет твой друг – собака, ты с ней попрыгал, поиграл и все. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для нее приготовить, лапы после прогулки помыть, шерсть расчесывать, лечить  и т.д.
Захочется ли вам взять на себя такую ответственность?
Вот поэтому, прежде чем завести собаку, надо все о ней узнать.
Собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком еще в каменном веке. Родоначальником большинства пород собак был волк.
Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. И у каждой породы свои особенности. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные.

(1-й слайд)

Немецкая овчарка – очень распространенная порода из группы служебных. Что вы знаете об овчарке? (ответы детей).
Колли – служебная собака. Покладиста, умна, любит детей.
Доберман – служебная собака. Считается одной из самых лучших сторожевых пород.
Ризеншнауцер –  служебная собака.
Эрдельтерьер – служебная собака, с жесткой словно проволока, шерстью, очень хороший сторож.
Ньюфаундленд – служебная собака, которую часто называют «водолаз».
– Что можете сказать об этой собаке? (вытаскивает из воды людей и плавающие предметы, используется для спасения утопающих).
Боксер –служебная собака. Атлетическое сложение не мешает боксеру быть ласковым и веселым.
Ирландский сеттер – крупная охотничья собака. Очень энергична, сообразительна.

(2-й слайд)

Дог – служебная собака.
Русская борзая – охотничья собака. Разводится в России уже несколько веков.
Сенбернар – служебная собака.
– Кто знаком с этой породой? Особенно знаменит сенбернар по кличке Барри, живший в начале XIX века. Он спас в горах Швейцарии 40 человек.
Мастифф и  ротвейлер – служебные собаки.

– Следующая группа – декоративные собаки.

Афганская борзая, чау-чау (черный язык не имеет собачьего запаха), и любимец всех детей – пудель.

Рассказы детей о пуделе.

– Какие еще породы собак знаете?

2. Не только породистые собаки, но и обычные дворняжки – преданные человеку существа.

Чтение стихотворения «Мой щенок».

V. Работа в группах

– Можно ли собаке поставить памятник? Почему? Приведите доказательства.

Выслушиваем ответы детей.

(Слайды 4–11)

VI. О собаках можно говорить бесконечно. Но есть еще один прелестный зверек который живет в наших домах.
У кого есть дома кошка?
– Вот видите, многие ребята держат дома милых пушистых зверюшек.
– Итак, наш разговор о них начинается.
– Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В разные времена относились к ней по разному.
–  В Древнем Египте кошку боготворили. Смертная казнь карала того, кто убьет кошку. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами.
– В Европе в средние века наоборот кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным кошкам, полагали что они приносят в дом несчастье. А вот в Японии кошку любят. Во всех чайных в Японии держали кошек.
– В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. Они-то и поставили ее под защиту церковного закона.
– Вот видите, относились к кошкам по-разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся. Все это, конечно, выдумки. Кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. Какими именно?
– Назовите качества кошки.
– У кошки очень тонкий слух.
– Кошка часто умывается.
– У кошки очень острое зрение.
– Ходит бесшумно, лазает ловко.
– Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ.
– А что вы можете рассказать о кошках?

1-й ученик:

Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нем,
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко.
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.

2-й ученик:

И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
С кажет шепотом и спит.

3-й ученик:

Видеть кошку на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья у кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно –
Это всем на свете ясно –
Но, к несчастью детворы,
Разбирать его опасно:
Когти Кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно –
Только ноги уноси!
А на морде, как антенны,
Установлены усы.

4-й ученик:

Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак, ввинчивая взгляд,
Точно фары у машины,
У нее глаза горят:
Уступаю ей дорогу,
Повстречавши у ворот –
Если хочет – пусть пройдет!
Вдруг возьмет, да на подмогу
Братца – тигра позовет?

5-й ученик:

Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!

6-й ученик:

Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!

– На свете около 60 разных пород кошек. Любые кошки нуждаются в заботе и добром отношении человека.

– Помните! Если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.

Читаю стихи.

Все мяукает котенок
Во дворе под кустом
Все хотелось котенку
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали: «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов.
Только дверь оказалась
Заперта на засов.

– Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, что нужно делать? Не забывай кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я все-таки верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.

VII. Расскажите о своих питомцах по плану:

  1. Порода.
  2. Кличка.
  3. Внешний вид.
  4. Особенности характера.
  5. Твое отношение к животному.

Заслушиваются рассказы детей.

VIII.Итог урока

– Можно бесконечно рассказывать об этих удивительных животных кошках и собаках. Но наш урок подходит к концу. И я хочу, чтобы вы всегда помнили «Человек в ответе за тех, кого приручил.

Звучит песня «Не дразните собак».

(Слайд 12)

– В память о нашем уроке подарите гостям забавных котят.