Дифференцированные задания на уроке литературы

Разделы: Литература


Цели:

  1. Продолжить знакомство с юмористическими произведениями Чехова. Определить жанровые особенности рассказов. На материале рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил» дать ученикам представление о Чехове-юмористе, сформировать у них представление о своеобразии сюжетной организации юмористического рассказа и способах создания комического эффекта. Привить навыки внимательного чтения.
  2. Способствовать развитию устной грамотной речи, развитию творческих способностей учащихся, умение использовать в речи литературные термины, понятия.
  3. Способствовать формированию эстетического вкуса, внимательности, наблюдательности, тактичному отношению друг с другом.
  4. Коррекция речи, зрения.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, карточки для групп с дифференцированными заданиями, листочки-памятки, план рассказа, выставка творческих работ учеников, юмористические стихи (М. Джалиль, К.Чуковский, С.Маршак).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя.

– В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».

– Ребята, вспомните, что такое псевдоним.

(Псевдоним это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

Антоша Чехонте… Какими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом? (Веселыми, смешными).

– Ну конечно. Первые рассказы Чехова, Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные… Много слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Эти рассказы юмористические.

К сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы прочитали несколько юмористических рассказов. На примере этих произведений мы попытаемся разгадать секрет юмора: откуда берётся юмор, как рождается смешное. Итогом сегодняшней работы станет создание вами собственных юмористических рассказов.

– Какое впечатление оставили у вас прочитанные рассказы? Покажите с помощью пиктограмм.

А прежде вам необходимо будет вспомнить, что такое юмор, сатира, рассказ, сатирические приемы.

3. Проверка домашнего задания.

Раздаю карточки с дифференцированным заданием.

Задание первой группе: соотнести понятие и определение.

1-я группа.

1. Юмор

 

 

 

вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.

2. Сатира

 

 

 

небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

3. Рассказ

 

 

 

сильное преувеличение.

Задание второй группе: написать понятие по определению.

2-я группа.

  1. Вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде.
  2. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
  3. Вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.
  4. Способ выражения насмешки.
  5. Сильное преувеличение.
  6. Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.

Задание третьей группе: определить понятие по данному определению и дать определение понятию.

3-я группа.

1.

способ изображения действительности в нереальном виде.

2. Сарказм

 

3.

вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.

4. Гипербола

 

5.

вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде.

6. Рассказ

 

7.

предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.

4. Новая тема.

Слово учителя. 15 мин.

Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно уметь заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды из жизни, обычные ситуации, в которые иногда может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории. Нам и предстоит выяснить.

Первый рассказ «Толстый и тонкий».

Само название настроило на веселый лад. Как называются такие слова в русском языке? (Антонимы).

А в литературе есть такое понятие. Как антитеза – противопоставление.

В чем проявилась антитеза?

Толстый – тонкий, коллежский асессор – тайный советник, говорлив – немногословен.

Рассказать кратко сюжет.

(На вокзале Николаевской железной дороги встретились два школьных приятеля: один толстый, другой тонкий. В первый момент встречи друзья искренне рады друг другу, говорят просто, по-дружески. Но вот тонкий узнаёт, что перед ним тайный советник, и… чувство страха мгновенно сковывает его. С «тонким» происходит метаморфозы, странные превращения. Перед «тонким» уже не друг детства, а «его превосходительство»).

Давайте вспомним сцену встречи.

(Текст читают заранее подготовленные ученики).

– Что преобладает в этом рассказе: повествование, описание или диалог?

(Диалог. Это рассказ – сценка). В произведении нет подробных описаний внешность героев. Чехов заменяет их одной- двумя художественными деталями.

– Назовите художественные детали, с помощью которых Чехов создает портрет

  • «толстого» (зачитывают);
  • «тонкого», его семьи (зачитывают).

– Какие чувства испытывают герои рассказа при встрече?

– Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей?

– Когда происходят изменения в характере отношений героев?

– В чем это выражается? (меняется речь тонкого, меняется его поведение).

– Верно. Писатель создаёт речевой образ персонажей.

Рисует комически внешнее изменение «тонкого». Изменение его поведения.

(Зачитывают из текста). Даже вещи меняются.

Что ещё вызвало у вас улыбку?

(Имена, неожиданный поворот событий).

Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?

(Глупость, трусость, невежество, чинопочитание, неискренность, самоуничижение).

Подведем итог. Какие способы создания комического использует А.П.Чехов?

  1. Речь как способ создания комической ситуации.
  2. Неожиданность поворота событий.
  3. Использование художественных деталей.
  4. Смешные «говорящие фамилии».
  5. Противопоставление героев (антитеза).

5. Физминутка

Расслабляющие упражнения. (коррекция зрения, осанки).

6. Работа по тексту.

Следующий рассказ «Пересолил».

Вспомним содержание рассказа и определим его композицию.

1-й группе карточка-помощник.

  1. Приезд землемера Смирнова на станцию Гнилушки – вступление или экспозиция рассказа.
  2. Поиск лошадей и договор с возницей – завязка рассказа.
  3. Описание «лошадёнки», отъезд со станции, описание дороги – развитие действия.
  4. Страх перед возницей, враньё землемера с целью напугать Клима – продолжение развития действия.
  5. Бегство Клима – кульминация рассказа
  6. Переживания оставленного в одиночестве землемера.
  7. Примирение трусов – развязка рассказа.

Вопросы для обсуждения.

  1. Что показалось вам смешным?
  2. Чего боялся землемер? (Герой рассказа врал от страха и до смерти напугал возницу).
  3. Одним из приёмов создания комического является окарикатуривание или преувеличение какой-либо черты характера до карикатурных размеров. Какое качество становится предметом окарикатуривания у Чехова?
  4. Как Чехов показывает, что землемер трусит? (Через его мысли).
  5. Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.
  6. Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета. (Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости: Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще).
  7. Над чем смеётся Чехов?
  8. Почему рассказ называется «Пересолил».

Вывод: для юмористических рассказов характерны:

6. Необычные смешные названия рассказов.

7. Окарикатуривание.

8. Несоответствие внутренних мыслей и внешнего поведения.

Конкурс иллюстраций к Чеховским рассказам. (выставка детских рисунков, кроссвордов).

Какие рассказы А.П.Чехова вы ещё читали? («Хирургия», «Хамелеон», Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник»).

7. Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».

1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста.

Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! («Лошадиная фамилия»).

От мысли, что ему всю ночь придётся просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

– Климушка! – закричал он. – Голубчик! Где ты, Климушка? («Пересолил»).

– Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! («Хирургия»).

– А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. («Лошадиная фамилия»).

Конкурс 2.

2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

  • Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть… (фельдшер Курятин, «Хирургия»).
  • Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (землемер Смирнов, «Пересолил»).
  • По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? ...Кто кричал? (полицейский надзиратель Очумелов, «Хамелеон»).
  • Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то … тьфу! Гайка! (Денис Григорьев «Злоумышленник»).
  • Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! (Толстый «Толстый и тонкий).

3. Распределите предметы между их владельцами – персонажами чеховских рассказов.

решето с крыжовником

 

Порфирий

шинель

 

Курятин

ситцевая крахмальная рубаха

 

Вонмигласов

«козья ножка»

 

Денис Григорьев

просфора в красном платочке

 

Елдырин

ниточка с Афонской горы

 

Хрюкин

гайка

 

Очумелов

чемоданы, узлы, картонки

 

Вонмигласов

На этом наша викторина подошла к концу. Сейчас мы выясним победителя «Самого внимательного читателя».

Дома вы, ребята, должны будете написать юмористический рассказ.

! Сочинить юмористический рассказ, действующими героями которого будут чеховские персонажи. (Задание повышенной сложности).

☺ Составить юмористический рассказ по картинкам. (Задание среднего уровня).

* Составить рассказ от первого лица, в основу которого положено юмористическое стихотворение. (Задание низкого уровня).

Закончить наш урок хотелось бы следующим: самый здоровый смех – над самим собой. А самый нехороший – смех над физическими недостатками. Этот смех к юмору никакого отношения не имеет.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.