Учебные занятия по развитию речи дошкольников "Путешествие в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Циклограмма занятий

(1 цикл занятий состоит из 5 занятий по развитию речи)

Название модуля Занятие № 1 Занятие № 2 Занятие № 3 Занятие № 4 Занятие № 5
1. Восприятие      
2. Внимание    
3. Память    
4. Мышление      
5. Воображение      
6. Творческие способности        

– пропедевтический материал;
– повторение;
– новый материал

1. Занятие «Путешествие в сказку» (занятия построены на русской народной сказке «Алёнушка и лиса»)

Цель занятия: развитие восприятия речи, внимания

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания через слушание сказки.
  • Использование артикуляционной гимнастики для развития речевой активности.
  • Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
  • Развитие восприятия с помощью мнемотаблицы по сказке.

Новый материал (основной модуль – восприятие, речь);

Пропедевтика: (модуль – внимание – прием мнемотехники);

Дидактический материал:

  • Коллаж к сказке
  • Мнемодорожка по времени года «Осень»
  • Пластилин
  • Мнемотаблица к сказке

Ход занятия

I. Мобилизирующее начало

Педагог:

Буратино:

Педагог:

(Раздается стук в дверь и в группе появляется сказочный герой Буратино)

– Здравствуй, Буратино, а почему ты грустный, и что у тебя в руках?

– Здравствуйте, ребята! Грустный я потому, что хотел прочитать вот эту сказку (показывает книжку), но не могу, т.к. эта сказка не простая, а волшебная и прочитать ее может тот, кто выполнит все задания, что приготовила нам сказка и спрятала на своих страницах.

– Ребята, давайте поможем Буратино прочитать сказку и выполнить задания, которые приготовила вам сказка. А я ребята, хочу пригласить вас в гости в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Познакомимся там с удивительными животными.  А отправимся мы с вами в путешествие вот на этом сказочном паровозике. Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим моторы –р-р-р. Поехали пых-пых-пых. (Дети активно двигают руками и топают ногами).

Вагончики – 2р.
По рельсам тарахтят,
Везут в деревню Сказкино
Компанию ребят.
(вместе с педагогом дети имитируют движения паровоза – произносят, ускоряя темп – чух-чух-чух, выполняя при этом движения руками и ногами).

II. Основной блок – путешествие сказка

 Педагог:

Буратино:

 Педагог:


– И вот мы попали, ребята  с вами в сказку  «Аленушка и лиса» (показ книги). Слушайте внимательно, начинаем читать сказку: «Жила была…» (Чтение сказки).
– Ой, ребята, что случилось, все буквы перепутались, не могу прочитать дальше, что же делать?

– Ну вот, я же говорил вам. Знаете, что надо сделать, чтобы дальше прочитать сказку. Надо выполнить задания, которые приготовила нам сказка.

– Ребята, ну что выполним? (Ответы детей).

Задание 1.  «Работа по коллажу»

Детям предлагается рассмотреть рисунки, изображенные на коллаже. При этом задаются вопросы наводящие: «Кого вы видите на коллаже?», «Какие сказочные персонажи появились», «Как называется наша сказка?», «Что случилось с Аленушкой?». По заданным вопросам составляется коллаж к сказке. С помощью коллажа дети пересказывают прочитанную часть сказки.

II. Речевая разминка

 

Педагог:

Задание № 2 «Артикуляционная гимнастика на звук «А».

Цель: научить четко произносить гласный звук «А», развить речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе.

– Сейчас, я вам ребята, расскажу одну историю о веселом языке. «Жил был на свете веселый язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – ротик. Покажите где у вас ротик (дети показывают). Домик открывался и закрывался, вот так (имитационные движения). Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и опять прячется (педагог показывает, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться: увидел, как котенок лакает молочко и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он делает. А еще язычок любит петь разные песенки. Очень понравилась ему песенка маленькой девочки Аленушки. Чтобы петь песенку Аленушка открывает рот широко вот так и начинает тихо, а потом  громче и еще громче. А давайте попробуем эту песенку спеть (дети поют).

IV. Двигательная разминка – Ребята, а чтобы нам дальше путешествовать по сказке, надо бодрым и сильным быть и за мною все движенья повторить.

Поднимайте плечики,                                       Зашагаем все на месте
Прыгайте кузнечики!                                       Травушку покушали
Прыг-скок / 2 раза Сели, встали /2 раза          Тишину послушали
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко
А теперь мы дружно, вместе

V. Комплексный блок

Педагог:


– Ребята, а что случилось с Аленушкой в сказке? (Она заблудилась).

Аленушка в лесу потерялась,
Аленушка в лесу растерялась.
Крикнула Аленушка: «Ау».
Домик никак не найду: «Ау-ау».

– Ребята, посмотрите, а какая буква сегодня пришла к нам в гости?  Это буква «А».

Всем известна буква «А».
Буква очень славная,
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.

Задание № 3 «Повтори за мной»

– Детям предлагаются картинки, начинающиеся с буквы «А». Педагог показывает картинку, называет слова, где четко слышен звук «А».

Задание № 4 «Мнемодорожка» (прием наложения).

– Ребята, а в какое время года Аленушка заблудилась (осенью).
Предлагается рассмотреть и разобрать мнемодорожку    «Осень». Педагог рассказывает о характерных особенностях времени года: осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучки   и идет дождь, дует сильный ветер и падают листочки.
Затем дети самостоятельно используют прием наложения по памяти в пустые клетки – карточки с изображением. И рассказывают об особенностях времени года «Осень».

Задание № 5 «Лепка из пластилина «Грибы Аленушке»

– Ребята, мы узнали, что случилось с Аленушкой осенью: она пошла в лес и заблудилась. А кто знает, какие растут в лесу грибы? (Ответы детей). А давайте для Аленушки сделаем грибы, чтобы она  с полной  корзиной вернулась домой.

Мы в лесок пойдем,
 Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной  (О.Высотская)

(Берем кусочек пластилина, разделим его на 2 равные части – для ножки и шляпки гриба. Ножку лепим путем раскатывания кусочка пластилина между ладонями, шляпку – из второго кусочка, придавая шляпку гриба!)

– Буратино, посмотри какие грибы, слепили наши дети. Аленушке они очень понравятся. (Буратино складывает грибы в корзину и говорит, что он обязательно унесет их Аленушке).

VI. Итог

1 вариант

2 вариант

 

– Ну, что ребята, а нам пора возвращаться домой. Закроем все глазки: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Усаживаемся на наш паровозик. Заводим моторы и поехали?

«Вагончики /2 раза
По рельсам тарахтят
Везут обратно в группу
Компанию ребят»

2 . Занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»

Цель: развитие речи, памяти, внимания.

Задачи:

  • Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
  • Развитие устойчивости внимания в процессе запоминания «дорожки».
  • Работа по коллажу, поиск нестандартных решений при составлении сказки.

Повторение материала: основной модуль – развитие внимания с применением мнемотехники и коллажа.

Пропедевтика: развитие речи, восприятия – использование коллажа для составления сказки (истории, рассказа).

Новый материал: основной модуль – память.

Дидактический материал и оборудование:

1. Коллаж к сказке.

  • Пластилин.
  • Мнемотаблица времени года «Осень».

Ход занятия

I. Мобилирующее начало

 

Буратино:

Педагог:

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в деревню Сказкино, где живут сказочные персонажи. Ребята, а кто помнит, в какой сказке мы с вами на прошлом занятии побывали? (ответы детей).

Раздается стук в дверь, появляется Буратино со словами:

– Ой, ребята, здравствуйте, а вы, что про меня забыли? Я к вам так спешил, так спешил, т.к. хочу вместе с вами отправиться дальше в путешествие.

– Здравствуй, Буратино! Мы тебя ждали, и совсем даже не забыли. Ну, что ребята, отправляемся в путешествие. Сели  и поехали! (Дети выполняют движения: руками – круговые движения, а ногами – топают). Повторяя при этом звуки «ф-ф-ф», «чух-чух,чух».

Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Ведут в деревню Сказкино
Компанию ребят.

– Ну, вот мы с вами и прибыли. Наша остановка «Сказочная». Ребята, а вспомните, пожалуйста, какие сказочные персонажи были у нас в гостях? (Дети отвечают на вопросы и составляют сказку 1 часть по коллажу).

II. Повторение материала

Педагог:

 

– Ребята, а что случилось с Аленушкой в лесу? (Она заблудилась). А за грибами в лес, когда ходят? (Осенью). Ребята, а какие вы грибы знаете? (Ответы детей). А кто мне скажет, какие у осени приметы. (Дети отвечают и составляют мнемотаблицу «Осень»).
– Молодцы! Хорошо справились с заданием.

III. Новый материал

Педагог:

Буратино:

Педагог:

 

– А сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше с Аленушкой. (Чтение сказки – 2 часть).
– Ой, ребята, что это! В нашей сказке все буквы перепутались. Что же делать?
– Разве вы забыли, что, чтобы дочитать сказку, надо выполнить задание.

– Поможете, ребята, выполнить задания Буратино? (Ответы детей).
Итак,  задание № 1 «Собери сказку»
Детям предлагается набор коллажей, по которым составляют сказку (1 и 2 часть).

IV. Физминутка

Аист /2 длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает
– Топай правой ногой
Топай левой ногой
Крылышками хлопаем
И ногами топаем
Снова правой ногой,
Снова левою ногой
Вот тогда придешь домой.

(Движение выполняются в соответствии с текстом).

Задание № 2
– Ребята, скажите, а какие животные встретились нам и Аленушке в сказке? (Ответы детей). А как вы думаете это дикие или домашние животные?  Домашние животные, это какие? Дикие? (Ответы детей).
(Рассматриваем картинки диких и домашних животных).

V. Комплексный блок

 

Педагог:

Игра «Дикое – домашнее».
Детям бросается мячик и называется животное. Если это дикое животное мы ловим, а если домашнее – мяч отбивается.

Задание № 3 «Найди спрятанную букву».

– Ребята, а сейчас в две руки возьмите по карандашу и на листе бумаги нарисуйте 2 горы (> и <). Стали мы взбираться по этим горам. Ребята, а вы знаете, кто ходит по горам и покоряет вершины? Этих людей называют альпинистами. А с какой буквы начинается это слово? Правильно, с буквы «А». Но вдруг ребята, от нашего слова альпинист отскочила буква «А» и укатилась. Надо помочь найти эту букву. Иначе наш альпинист не сможет продолжать путешествие.
(Детям раздаются различные карточки на которых изображены различные предметы: красного, синего… цветом. В одном из них спряталась буква «А». Педагог называет цвет, форму, размер камня, под которым спряталась буква «А»).
– Молодцы, ребята, вы все нашли спрятанную букву, и наш альпинист отправится дальше в путь. А мы с вами тоже отправляемся в путешествие, толь обратно домой.

VI. Итог «Раз, два, три – снова в группе мы».
(Дети открывают глаза).
– Ребята, а где вы сегодня путешествовали? А каким новым словом познакомились? (Слово альпинист). А что случилось с нашим альпинистом?  (Задаются вопросы по теме занятия).

3.  Занятие по развитию речи «Путешествие в  сказку»

Цель: развитие памяти, мышления, речи и восприятия.

Задачи:

  • Развитие памяти через перекодирование словесной информации в наглядно-образную.
  • Развитие произвольности внимания в специально организованной игре на слуховое внимание.
  • Развитие связной речи через составление рассказа.
  • Развитие способностей к фонематическому различению.

Повторение (модуль – речь, восприятие).

Новый материал (основной модуль – развитие памяти) – знакомство с дикими животными.

Пропедевтический материал (модуль – мышление).

Ход занятия

I. Мобилизирующее начало

Педагог:

 

Буратино:

Педагог:

 

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся дальше, в наше путешествие по сказке. Наш волшебный паровозик уже ждет нас.

(Раздается стук в дверь и появляется Буратино).

– А вот и я, здравствуйте, ребята!

– Буратино, ты сегодня опоздал. Мы чуть было не уехали без тебя. Садись Буратино на свое место, мы отправляемся в путь.

(Проходит игра – путешествие на сказочном паровозике. Дети имитируют все движения и звуки).

– А вот и новая остановка, слушаем продолжение нашей сказки. (Чтение 3 части сказки). Ребята, а давайте вспомним, что же произошло в сказке с Аленушкой и кого она встретила в лесу?

II. Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 33 «150 тестов игр, упражнений»

Задание № 1 «Вспомни сказку по коллажу»

Вопросы к коллажу:

– Что случилось с Аленушкой?
– Кого она испугалась?
– Кто захотел помочь Аленушке?
– А кто еще из сказочных персонажей встретился Аленушке?
– Ребята, а с какой буквы начинается слово Аленушка? (Ответы детей). А давайте вместе произнесем звук «А». А посмотрите, какого цвета наша буква – красного. А красного, ребята, потому что эта буква гласная.
– Ребята, а кто догадался, чем отличается звук и буква? (Буква пишется, читается, рисуется, а звук мы произносим, поем). Помните, наш язычок пел, какой звук? (Ответы детей). А как он пел? (Тихо, громче и еще громче).

Задание № 2 «Определи звуки»

Цель: развитие способностей к фонетическому различию.

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверим, знает ли ребенок эти предметы. Затем произносится какое-либо слово, и попросить ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например: слово  «ананас», и ребенок показывает на рисунок апельсин, т.к. и ананас и апельсин начинаются со звука «А».

Задание № 3 «Догадайся, о чем я говорю?»

– Ребята, а представьте себе, что встретились наши сказочные персонажи, медведь и волк. (Показ картинок). Придумайте и расскажите, о чем могут говорить медведь и волк.

III. Физминутка

Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв. (Ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки – в стороны).
Руки в стороны расставим
Переходить его мы станем
Лес осенний увидали
И к нему все побежали.

IV. Новый материал

 

 

 

Педагог:

– Ребята, а кто мне сможет сказать волк и медведь – это домашнее или дикое животное? (Ответы детей с помощью педагога).

Задание № 4.  Мнемотаблица «Дикие животные»

Педагог знакомит детей с мнемотаблицей и дает детям понятие «дикие животные». Это животное живет в лесу, оно дикое. У него 4 ноги, тело покрыто шерстью, есть пасть. Он хищник, своих детенышей они выкармливают молоком. Потомство приносят ранней весной.  (Работа с мнемотаблицей.  Объяснение символов).

– Ребята, а кто знает, еще в лесу живут какие дикие животные? А какие животные в нашей сказке дикие?

V. Комплексный блок

Педагог:

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бывает – не бывает».

Называем какую-либо ситуацию и бросаем ребенку мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не надо.

Ситуации:

  • Медведь варит кашу.
  • Кот домашнее животное.
  • Зайчик пошел в школу.
  • Человек вьет гнездо.
  • Волк залез на дерево.
  • Лиса бродит по лесу.
  • Белка сидит на дереве.
  • Лодка плывет по небу.
  • Осенью цветут цветы.
  • Деревья водят хоровод.
  • Хвост бежит за лисой.
  • Собака гуляет по крыше.
VI. Итог

Педагог:

 

– Ну, вот ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у диких животных, познакомились с другими сказочными персонажами, которые предложили свою помощь Аленушке.
– Ребята, а кто мне ответит, почему Аленушка не откликнулась на просьбу волка и медведя проводить ее до дома? (Ответы детей, т.к. испугалась). Ребята, а угадайте загадки о диких животных!

(Загадывает загадки).

1. Ходит по лесу она,
Щурит хитрые глаза,
Ищет: чем бы поживиться
Это хитрая…. (Лисица).

2. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.  (Медведь).

3. Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).

4. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь).

5. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).

6. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк).

– Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились на занятие и многое узнали. А мне пора прощаться. До свидания.