Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Разделы: Литература


Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Читаю стихотворение в прозе «Собака».

– Обращаясь к читателю, Тургенев говорил: «…читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу…».
Учитель: Заронили ли вам что-нибудь в душу эти произведения? Что для вас «Стихотворения в прозе»?
Ученики: Это размышления автора, поучения, откровения…
Учитель: Когда были написаны стихотворения? Что происходило в жизни Тургенева?
Ученики: Стихи в прозе были написаны в последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева (1878-1882 гг.) Мучительная болезнь, старость, одиночество, тоска по Родине – были его спутниками.
Учитель: Конец жизни. Человек должен сделать что-то самое важное, значимое. И вдруг он пишет эти «легонькие листки». Но так ли уж они легки? Что скрывается за незначительным, простым сюжетом?
Автор довольно долго искал название своему «детищу».

Запись на доске:

«Посмертное»
“SENILIA” – песни старости;
старческое;
стариковское
сновидение старца.
«Стихотворения в прозе» – 1882 г.
Сам он называл их «последние вздохи старика», «зигзаги».
Какую особенность «Стихотворений в прозе» отражало это название?
(Запись на доске по ответам учащихся

Ученики: Контрастность тем, мотивов, образов, интонации, необычность жанра. Ставит и решает самые сложные  нравственные и социальные общечеловеческие проблемы.
Учитель: Какими настроениями проникнуты известные вам стихотворения в прозе?
Ученики: Многие лирические миниатюры посвящены теме одиночества, старости, смерти, болезни. Это продиктовано возрастом и одиночеством. Тем не менее, нота оптимизма пробивается через понятную нам печаль.
Стихотворения все же оптимистичны, полные веры в человека, они воспевают большие и маленькие человеческие радости, любовь, духовное величие и красоту, честность, милосердие, вечное движение и обновление жизни.
Учитель: Стар, одинок, раздавлен болезнью. Откуда оптимизм? Где его истоки?
Ученики: Истоки тургеневского оптимизма – это неистребимая любовь к России, ее людям, природе.
Учитель: Обратимся к стихотворению «Воробей». Определите тему стихотворения в прозе.
Ученики:  Прославление любви, побеждающей смерть.
Учитель: Каким выводом хотел поделиться Тургенев?
Ученики: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь».
Учитель: А как он смог это понять? Как здесь выразился сам автор? Соотнесите сюжет стихотворения с выводом? Почему не люди герои этого сюжета?
Учитель: Прочитаем стихотворение «Нищий». Почему пожатие руки нищий назвал подаянием?
Ученики: не пренебрегли, не отнеслись с презрением, дали возможность подняться с колен…
Учитель: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».  О каком подаянии идет речь?
Ученики: Герой утвердился в мысли, что способен сострадать, чувствовать чужую боль…
Учитель:  Познакомимся со стихотворением в прозе «Два богача»  О чем это произведение?
Ученики: О нравственном богатстве, милосердии, самопожертвовании во имя любви к другому человеку.
Учитель: Что же такое, по Тургеневу, настоящее милосердие? Объясните смысл слова «милосердие».
Ученики: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Учитель: 17 марта 1877 г. Тургенев записал в своем дневнике: «Полночь. Сижу я опять за своим столом… а у меня на душе темнее ночи…Могила торопится проглотить меня, как миг какой пролетает день, пустой, бесцельный. Смотришь: опять вались в постель. Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать». В каких стихотворениях вы уже слышали эти ил  подобные мысли?
Ученики:  «Старик», «Последнее свидание», «Старуха».
Учитель: В чем смысл жизни для бедного старика?
Ученики: Смысл жизни в воспоминаниях о прошлом, о молодости и любви, в памяти о Родине, потому что в настоящем только болезнь, одиночество, а в будущем – смерть. « Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!»
Учитель: Предлагает ли Тургенев в своих стихотворениях какой-то выход из того состояния, о котором пишет в дневнике?
Ученики: В стихотворении «Мы еще повоюем!» слышен оптимизм, надежда на лучшее.
Учитель: Показывает ли в этом стихотворении Тургенев человеческую силу, которая содействовала бы развитию общества?
Ученики: Самопожертвование, любовь, честь…
Учитель: К какому выводу приходит автор в других стихотворениях?
«Житье дуракам между трусами», «Смерть нас примирила», «Бывают улыбки хуже слез», «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать».
Учитель: Стихотворения в прозе – это слияние прозы и поэзии. В чем вы видите это единство? Чем стихотворения близки лирике?
Ученики: Глубокий лиризм, эмоциональность повествования, краткость формы.
Коллективное составление и запись таблицы.

ЭПОС ЛИРИКА
Отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии. Внутренний мир, собственное «я» поэта. Поэт выражает себя в страстном споре со временем, друзьями, врагами, с самим собою.

Учитель: Попробуйте сформулировать определение жанра стихотворение в прозе. Зачитываем полученные определения, сопоставляем с определением из словаря литературоведческих терминов:
Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция. Форма сложилась в европейской поэзии в эпоху романтизма. Образцом принято считать А. Бертрана «Гаспар из тьмы». (1842 г.) Термин «Стихотворение в прозе» введен Шарлем Бодлером в «Цветах зла».
Учитель: Итак, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – это?
(Учащимся предлагается закончить предложение)
Ученики: «Стихотворения в прозе» – это удивительный сплав поэзии и прозы, целый мир размышлений, философское осмысление мира, итог всей его жизни, интимная исповедь художника, отражение исканий, раздумий, противоречий.