Урок химии в 8-м классе "Кислоты"

Разделы: Химия


   Цель урока: Рассмотреть классификацию кислот; продолжить формирование знаний   школьников о кислотах; их свойствах, в составе названиях. познакомить с номенклатурой кислот и классификацией кислот.
Планируемые результаты обучения:
-учащиеся должны уметь перечислять физические свойства соляной и серной кислот
-уметь находить отличие кислородосодержащих от бескислородных и одно-  от  двух- и трёх основных кислот;
-знать состав и номенклатуру кислот.
-знать общее химические свойства кислот.
Оборудование: штатив, пробирки, держатель, спиртовка, стеклянные палочки, разбавленные растворы кислот(HCI, H2SO4, HNO3), твёрдые кислоты: лимонная кислота, стеориновая кислота, аскорбиновая кислота, различные металлы в форме гранул или стружки (Fe, Cu, Mg, Zn), индикаторы оксиды металлов (Fe2O3, Mg O),спиртовой градусник.

 I.Организационный момент. Проверка знаний.
После разъяснения цели урока проводится повторение свойств и классификацию оксидов.
К доске вызываем трёх учащихся:
1. Какие химические свойства характерны для основных оксидов? Приведите по два уравнения реакций, подтверждающих каждое свойство.
2. Какие химические свойства характерны для   кислотных оксидов? Приведите
по два уравнения реакций, подтверждающих каждое свойство.
3 Дан оксид—порошок белого цвета. Как практически доказать его химический характер — кислотный он или основной? Можно ли, зная состав оксида, предположить его химические свойства? Ответ обоснуйте.
Пока идёт подготовка у доски, классу предлагается задание, аналогичное домашним упражнениям:
Вариант I.
1Напишите уравнения реакций соединения с водой оксидов калия, углерода (IV),  кальция, серы (VI).

2 Напишите уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:

Вариант II.
1 Напишите уравнения реакций оксида серы (VI) с гидроксидом натрия и оксида фосфора (V) с гидроксидом кальция.

2 Напишите уравнения реакций, с помощью  которых можно осуществить следующие превращения

Затем обсуждаем ответа учащихся у доски, записываем тему и проводим беседу.
Вопросы: 1. Какие кислоты вам известны? (Соляная кислота используется при паянии и как лекарство; борная кислота — для полоскания горла; лимонная кислота — в пищу, уксусная кислота при консервировании и др.)
2.Перечислите продукты, кислые на вкус. (Яблоки, щавель, кислое молоко и
др.Кислый  вкус  обуславливают различные органические и минеральные кислоты).

II. Изучение нового материала.
Учитель выставляет на демонстрационный стол растворы кислот все склянки подписанные  соответствующими химическими формулами (HCI, H2SO4, HNO3). Все растворы с виду одинаковые, прозрачные. Есть кислоты твёрдые: лимонная кислота, стеориновая кислота, аскорбиновая кислота.
Как можно распознать кислоты, не пробуя их?
Помня прошлый урок, ученики предлагают использовать индикаторы.
Демонстрация опыта:
В тир пробирки наливаем по 1 мл растворов кислот HCI, H 2SO4, HNO3 и прибавим по несколько капель каждого из индикаторов. В растворах кислот изменяется окраска индикаторов.
1. Метиловый оранжевый — становится розово-красным.
2. Фиолетовый лакмус — красным.
3. Бесцветный фенолфталеин – остаётся бесцветным.
Фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой он остаётся бесцветным.
Как запомнить изменения окраски индикаторов и не спутать  кислую щелочную реакции? Учитель предлагает ребятам следующую шпаргалку:
Кислота
Красный.
Далее учитель обращает внимание ребят на ряд формул кислот в учебники. Ученики переписывают их в тетрадь вместе с названиями.
Учитель разъясняет, что важнейшие кислоты известны человечеству с древнейших времён, по этому и названия исторические, тривиальные. Кислоты могут содержать как два, так и три химических элемента в своём составе. Например,  HCI, H2S—содержат два элемента, т.е. являются бинарными соединениями. Некоторые кислоты  содержат три  элемента — водород, неметалл, кислород.
В состав кислот обязательно  входит водород. Причём водород всегда стоит на первом вместе в формуле соединения. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.
Кислоты — это сложные вещества, имеющие в своём составе кислотный остаток и водород, способный замещаться на металл.
Демонстрация опыта: 2HCI + Zn = Zn CI2+H
Учитель разъясняет, что классифицировать кислоты можно по нескольким признаком:
-по числу атомов водорода;
-по наличию кислорода в кислотном остатке;
-по растворимости

Анализируется растворимость кислот по таблице растворимости веществ. Ученики  сделают вывод: единственная нерастворимая кислота - кремниевая.
Далее вкратце описываем физические свойства кислот.

Учитель сообщает ученикам, что угольная и сернистая кислоты в свободном виде не существует.

III. Важнейшие кислоты.
Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная кислота в плодах лимонов, яблочная —в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молоко образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота.
Серную, соляную,  азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем.
В кабинете химии чаще всего используют растворы кислот - соляной и серной. Они попадая на кожу, вызывают раздражение. Концентрированная серная кислота разъедает ткани, бумагу, кожу. Следует очень осторожно обращаться с ними. В случае попадания на руки и одежду нужно быстро смыть с водой, затем  раствором соды.
Обязательно надо разъяснять правила разбавления кислот. В химический стакан наливаем дистиллированную воду, затем тоненькой струйкой добавляем концентрированную серную кислоту и аккуратно перемешиваем её спиртовым градусником.  Ученики наблюдают, как быстро вверх поднимается окрашенный столбик градусника.
IV. Химические свойства кислот.
Учитель предлагает ученикам выполнить лабораторные опыты. Вместе с классом обсуждается ход выполнения работы, уравнение химических реакции.
Опыт №1. Действие растворов кислот на индикатора. На 3 пробирки наливаем по НСI и добавляем индикаторы.
HCI+  метиловый- оранжевый—становится розово-красным.
HCI+  фиолетовый лакмус—красным.
HCI+  бесцветный фенолфталеин – остаётся бесцветным.
Опыт№2. Отношение кислот к металлам.
     В две пробирки внесли по 1 грануле цинка. Добавим в одну пробирку соляную кислоту, в другую – серную. Наблюдаем выделение газа и растворение цинка в двух пробирках.

       Повторяем опыт с медью. Не реагирует с разбавленными кислотами.
Вывод: Активность металлов по отношению к кислотам: магний – самый активный металл среди этих металлов; цинк - активный, железо - менее активный, медь - неактивный металл.

Опыт №3. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В две пробирки насыпаем немного порошка Fe2O3. Добавляем в одну пробирку раствор серной кислоты, в другую —соляной. Смеси слегка подогрели. Наблюдаем растворение оксида.
Fe2 O3+ 6 HCI = 2 FeCI3 +3 H2O
Fe2 O3 +3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O
Провели аналогичные реакции с оксидами магния.
MgO + H2SO4 = Mg SO4 + H2O

MgO+ 2HCI = MgCI2 + H2O
После выпаривания на стеклянной пластинке остались кристаллики соли. Растворяются оксиды  в кислотах  и образуется соль и вода. 
После каждого опыта учащиеся вместе с учителем обсуждают результаты работы и выписывают уравнение химических  реакции на доске. После проверки уравнений учителем, ученики переписывают их в рабочие тетради. По ходу урока повторяется правила составления химических формул по валентностям элементов и кислотных остатков. Например:

V. Вывод: Ученики самостоятельно формулируют выводы: кислоты обладают общими химическими свойствами – взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, основными оксидами и основаниями. Присутствие кислот обнаруживают  с помощью индикаторов.

VI. Индивидуальная работа. Раздаётся индивидуальные карточки «Закончите уравнение тех реакций, которые практически возможны.» Например,

  1. HCI + Mg =                    
  2. H2SO4 + AI=
  3. H3 PO4 +Ag =
  4. HCI + Cu =
  5. H2SO4 +Fe =
  6. H3 PO4 + Na =                    

VII.Домашнее задание.  Кислоты. Выучить наизусть название кислот и химических формул. Составлять кроссворд «Химические свойства кислот».

VIII. Итог урока.