Элементы проектной методики как основной способ развития творческих, коммуникативных, интеллектуальных умений учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


   Разработанный еще в первой половине 20 века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918).   В этой статье он   определил это   понятие метода проекта как "от души выполняемый замысел". В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Щацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
Проектный метод в настоящее время получила широкое распространение в различных предметных областях. Популярность проектной технологии   объясняется тем, что это технология является личностно-ориентированной, реализующей обучение в сотрудничестве. Проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания « из разных областей своего знания». Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е.С.Полат. Метод проектов, по определению Е.С. Полат, «предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний,  умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к   внедрению» (Полат Е.С., 1998).   Е.С.Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проектов:
1. «Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2 Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5. Использование исследовательских методов.» ( Е.С.Полат, 1998).

     Целью проектного метода является развитие у учащегося необходимых качеств социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу.
Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающая от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Использование проектного метода на уроках создает условия для социализации личности, развивает деловую активность ученика. Современные школьные программы по иностранному языку предполагают своей целью обучения не системе языка, а иноязычной речевой деятельности. Поскольку главной целью образования является развитие личности, очень важно дать учащимся мыслить, решать проблемы, используя свои языковые знания.  И в этом мне помогает метод проектов. Элементы проектной методики могут быть использованы и в старших и младших классах. Учащиеся с большим интересом выполняют проекты, поскольку при подготовке они используют различную справочную литературу, словари, энциклопедии, Интернет. Они находят интересные решения проблемы, участвуют в дискуссии, задают друг другу вопросы, а также  учатся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. Самое главное, на мой взгляд, ребята учатся сотрудничать не только друг с другом, но с учителем, с библиотекарем, с родителями.

    В процессе изучения иностранного языка метод проектов является комплексным видом учебной деятельности, он  интегрирует различные виды речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач.
На своих уроках я использую конструктивно-практические проекты, творческие работы,  ролевые и издательские проекты. Также курирую исследовательские проекты учащихся.  Со своими исследовательскими проектами ученики успешно участвуют в различных научно-практических конференциях, которые проводятся в школе, в улусе и в республике.  Так, в 2002 г. Аня Илларионова с  докладом: «Семантический анализ якутских и английских фразеологических единиц, возникших от обычаев и поверий» награждена дипломом II степени на республиканском этапе НПК «Шаг в будущее».  В 2004г.,  Аня с докладом «Топонимика Великобритании» стала лауреатом  республиканского этапа НПК «Шаг в будущее». На школьных и улусных НПК мои ученики выступили со своими исследовательскими проектами по теме: «Компьютерная терминология», «История создания корпорации Макдональд», « Англицизмы в русском языке», «Различия британского и американского вариантов английского языка» и.т.д.  

    В средних классах, проектная деятельность может быть очень простым. Обычно это составление коллажей по темам: “My Family”, “Clothes”, “My Classmates”, “Food” и.т.д., также учащиеся среднего звена очень любят делать открытки и писать письма. В старших классах работа более углубленная, с использованием различной литературы. Особенна, эффективна эта деятельность при изучении страноведческого материала, например, я провожу такие уроки по темам: “Great Britain”, “Famous People of Great Britain”, “London”, “Music”, “Sport”. Также учащиеся пишут рефераты, сочинения, переводят стихотворения на родной язык. Обязательным элементом проектных уроков является - рефлексия. Учащиеся пытаются делать рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: «Как оцениваете результат своего проекта?», «чему вы научились?», «понравилось ли работать над проектом?», «какие трудности были?» и.т.д.   С использованием элементов проектной методики проведены следующие открытые уроки: «Lomonosov’s role in the development of Russian science”, “ Far and Unknown London”, “Modal verbs”, “Elizabeth the Second – the pride of Englishmen”, “Music and Musicians”, “The history of London through its sightseeing”, “The real sportsman”.

   С развитием технического прогресса  возникает необходимость использования информационных технологий на уроках. Использование компьютера, Интернет, различных компьютерных программ при работе над проектом становится главным элементом проектной методики. Работа, над мини-проектами используя компьютер, увлекает учащихся, повышает мотивацию изучения английского языка. Проекты помогают решать основные задачи обучения – формирование умений учащихся. Работа  со словарем, справочниками, энциклопедиями, различными программами,   выделение нужной информации, умение делать выводы формируют у учащихся интеллектуальные умения. Коммуникативные умения формируются в сотрудничестве, поскольку весь процесс взаимодействия основан на диалоге. А творческая деятельность проявляется и развивается в самой работе над проектом.

Урок английского языка в 7 классе  по теме: “Elizabeth the Second – the pride of Englishmen”

Цели:

Воспитательные: укрепление интереса к предмету, воспитание уважительного отношения к людям своей страны и к людям страны изучаемого языка, знакомство с жизнедеятельностью королевы Англии;

Развивающие: развитие творческой деятельности учащихся, памяти, кругозора, воображения, способности излагать свои мысли, также работать в группах и самостоятельно;

Образовательные: совершенствование грамматических навыков путем закрепления в речи Present Simple tense, также введения устойчивого глагола “to be proud of”, тренировка в говорении, активизация лексики по теме внешность, хобби, семья, развитие навыков аудирования,  практика оформления мини-проектов, а также формирование навыков рефлексии на английском языке.
Оснащение: портрет королевы, фотографии членов королевской семьи, опорные таблицы
Present Simple tense, устойчивого глагола “to be proud of”,  рабочие листы.

Ход урока:

1. Орг.момент.
Good morning children! I’m glad to see you. How are you?  Are you ready to start our lesson?
Today we are going to in groups, we shall talk about her majesty queen Elizabeth the Second, but before we shall  introduce with new verb expression.

2. Введение выражения «гордиться»
Now please look at this expression “to be proud of”. (показываю опорную таблицу, спрягаем глагол по лицам.)
Every person, nation has people whom he can be proud of.
T-P: Whom are you proud of?
T-P:  Who are you proud of?
T-P: Whom people can be proud of? (sportsmen? writer? singer? scientist? politician)
Yes right you are. Now tell me please who are proud of Yakut people? (we are proud of the greatest sons of Yakutia – Kulacovscy, Oyunsky, the first president of our republic Nicolaev, and others).

3. Введение темы и сообщение целей и задач урока
Now can you tell me whom are proud of Englishmen? On page 132 we can see pictures whom Englismen are proud of. In the middle we can see the queen of England Elizabeth the Second. Our today’s theme is “Elizabeth the Second – the pride of Englishmen”. And our lesson will be devoted to her.
What we have to do in this lesson?

  1. We remember Present Simple to tell about the queen.
  2. We’ll work in groups.
  3. We’ll make a story about her.

On your desks there are papers with tasks.( на столе рабочие листы с заданиями, у каждой группы разные задания ).

4.Развитие аудирования.
-Now children? Attention please. I’ve prepared surprise for you. The queen came to see you. Let’s greet her. Her majesty the Queen оf Great Britain and Northern Ireland (одна ученица  в роли королевы и рассказывает от имени королевы о себе, ребята слушают, затем задают вопросы).
5. Повторение времени.
Now children, we have met the queen and we must make  a newspaper about her. But to tell about her we should remember Present Simple tense ( на доске таблица, вспоминаем правила)
Now can you give me examples? (ребята делают свои предложения).

6. Работа по группам.
We’ll work in groups: ( задания групп заранее лежат на столе, 1 группа должна рассказать о семье королевы, вторая- о внешности королевы, 3-о хобби и 4-о деятельности королевы, каждая группа имеет листочки ватмана, фотографии , фломастеры, для оформления своего мини-проекта)

  1. about her family
  2. appearance
  3. hobby
  4. work

I’ll give you ten minutes.

7. Защита проектов.
( каждая группа рассказывает,  защищает свой проект согласно заданию)
На доске портрет королевы, рассказав свой проект ребята прикрепляют его рядом с проектом и  получается у нас мини-газета о королеве, которая  включает информацию о внешности, хобби, семье и деятельности королевы).

8. Обобщение. Questions:
-When and where was born the queen?
-How many children has she got?
-What is her hobby?
-When is her birthday?
Now we know everything. She is the pride of Englishmen. I think you’ve learned much from today’s lesson.

9.Рефлексия. Let’s do reflection. What can you tell about today’s lesson?
-Did you like today’s lesson?
-What did you learn from today’s lesson?

10.Домашнее задание.Your home task to prepare to tell about one of the famous person of our country.

11.Итог. I want to thanks you for your today’s lesson. We were very talkative, I pleased working with you. I’m proud of you. And your marks. Thanк you, good bye.