Внеклассное занятие по книге Е.К. Лепковской "Цветы на холодном снегу". 9-й класс (о якутской национальной студии в Ленинграде в 1941–1942 гг.)

Разделы: Литература

Класс: 9


Тема «Родина» очень близка учащимся. «Едины вовеки!» Этой клятве наши народы были верны всегда и в час всенародного торжества и в годину суровых испытаний. О чувстве Родины, которое испытывают жители нашей страны, очень точно сказал выдающийся писатель-интернационалист и общественный деятель Николай Тихонов, родным городом которого является Ленинград: «Я люблю свою Родину за то, что дала мне чувство необъятной семьи, гигантского дома. Куда бы я ни поехал, в юрте казаха, во льдах Арктики, в горах севера и юга, в долине грузинского крестьянина, в сакле таджика-горца, в молдавском винограднике или латышском лесу, в литовской деревне, в Ереване и Владивостоке, в Москве и Киеве, не говоря о Ленинграде, - всюду я дома».

Цели: знакомство с судьбой якутской национальной студии по книге Е.К. Лепковской «Цветы на холодном снегу» страдания и мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны

Оборудование: выставка книг о Санкт –Петербурге, «Салют Тане Савичевой» - планшет, «Цветы на холодном снегу» - планшет Ленинград в дни войны и мира – иллюстрации.

Ведущий: Санкт –Петербург – красивейший город мира, город дворцов, музеев, широких проспектов, прямых улиц, прекрасных памятников.
Он был основан Петром 1 в 1703 году и в честь Петра назван Петербургом. Город был воспет А.С. Пушкиным, который очень любил северную столицу.

 Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей.
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И Яны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

1-й. В 1893 году впервые приехал в Петербург молодой В.И. Ленин. Здесь он в конце 19 века создавал партию коммунистов. Коммунисты всю свою жизнь посвятили борьбе за свободу и счастье народа. Это город трех революций.

2-й. Здесь в 1905 году событиями 9 января началась первая русская революция. В феврале 1917 года произошла февральская революция. Царь был свергнут. Власть перешла в руки Временного правительства. Наступает октябрь 1917 года. Народ восстал против Временного правительства. Восстанием руководила партия большевиков во главе с Лениным.

3-й. Матросы стоят у орудий и ждут сигнала. Прозвучал сигнальный выстрел с Петропавловской крепости. Вслед за ним залп «Авроры» - сигнал к взятию Зимнего дворца.

4-й. Свершилась Великая Октябрьская революция. В 1924 году после смерти Ленина Петроград был переименован в Ленинград.

5-й. Стихотворение Джамбула Джабаева «Лениградцы, дети мои!»

Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые впотьмах!
Это ваш, и больше и ничей,
Первый натиск его речей
И руки его первый взмах!

1-й. Во время Великой Отечественной войны проявил мужество и героизм Ленинград. В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду о окружили плотным кольцом.

2-й. Начались тяжелые годы блокады. 900 дней Ленинград был отрезан от страны. Не было воды, хлеба, топлива. Голод косил людей. И все-таки держался.

3-й. Чтение отрывка из поэмы О. Берггольц.
Тишина. Призамолкла на час канонада
Скрыто все это режущей тишиной слух.
Рядом город бессмертный,
За часть Ленинграда
Встали сотни людей,
Люди встали стеной.

4-й. Из далекой Алма-Аты столетний Джамбул Джабаев поддерживал ленинградцев:

5-й. Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный звон…
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи…
Вижу своды ваших мостов,
Вод балтийских голубизну.
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!

Ведущий: 900 дней Ленинград жил без пищи, без топлива, но не сдался врагу. Ни один фашист не прошелся по его прекрасным улицам, по улицам, по которым когда-то ходил А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, где были первые революционные атаки.
Во время блокады погибло более полумиллиона мирных жителей. оно похоронены на Пискаревском кладбище. (показывает памятник Родине-матери на Пискаревском кладбище)

1-й. Рассказывает о Тане Савичевой, ее трагической судьбе.
Когда началась Великая Отечественная война, Таня училась в третьем классе. На третьем этаже 35-й школы Ленинграда, на одной из дверей висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева. 9 страниц ее дневника потрясли весь мир…».
Долгое время судьба Тани после ее эвакуации из Ленинграда была совершенно неизвестна. Вначале считали, что даже она умерла в 1942 году и похоронена на Пискаревском кладбище.
В августе 1942 года 140 детей блокадного Ленинграда привезли в Шатковский район. Всех обогрели и сберегли. Все остались в живых, кроме Тани…. Делали все возможное, но спасти не удалось. 1 июля 1944 года перестало биться пламенное сердце девочки блокадного Ленинграда.
В мае 1972 года в Шатках на могиле ее открыт памятник (показ иллюстрации).
Старый рабочий, работавший с братом Тани – Леней, посетив музей Тани написал: Здесь в школьном классе

 Словно как в блокаду,
И будто в зал врывается война.
На нас глядит знакомая Таня
И памятные строки дневника…

2-й читает стихи О. Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы,
Горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем
- Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.

3-й знакомит с книгой Евгении Константиновны Лепковской «Цветы на холодном снегу».
Евгения Константиновна Лепковская, Август Иосифович Авербух, Леонид Федорович Макарьев – преподаватели Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского в годы Великой Отечественной войны в 1941-42 г.г.
Чтение воспоминаний о якутских студентах.

4-й рассказывает о студентах-якутах, обучавшихся в первые годы войны в театральном институте имени А. Н. Островского. Якутская национальная студия прибыла в Ленинград 15 сентября 1940 года. Их было 32. Они были счастливы тем, что живут и учатся на «священной земле Санкт - Петербурга, Питера, Петрограда, Ленинграда».

5-й. …А потом наступило 22 июня 1941 года.
Чтение главы «Дело чести»

1-й. «…И зачет состоялся». 6 января состоялся зачет якутской студии по актерскому искусству. Воспоминание Заслуженной артистки ЯАССР А.П. Ларионовой. (чтение отрывка из книги)

2-й. Глава «О, память сердца…» …Весной 1981 года собрался совет ветеранов института. Много было бывших студентов, преподавателей. Все вспоминали те годы учебы в военное время. Многие из якутской группы навсегда остались на ленинградской земле. …

3-й. «…И те, кто, боролись за победу, и те, кто строили оборонительные укрепления в блокадном городе, дежурили на крышах, гасили зажигалки и …одновременно учились – жили мечтой о сохранении студии, а завершении учебы, о совместной творческой работе в своем национальном театре в Якутске».

4-й. Глава «Далекое … и близкое…». Чтение отрывков из главы. «В феврале 1942 года институт должен был выехать из Ленинграда. Везти с собой девушек-якутов было нецелесообразно. Надо было дать им возможность доехать домой. Вылетев из Ленинграда, девушки положенное время пробыли для восстановления сил в Костроме, и затем двинулись домой в Якутию. Но теперь их было только семь. …
Ведущий. … Но все же студия, образ ее, не забыт теми, кто ее знал. Она жива, прежде всего, для меня – единственного, оставшегося в живых, из трех преподавателей профилирующего предмета.
Студия – незаживающая рана в моем сердце. она жива и для тех, кто со слезами провожал из Ленинграда ранней весной 1942 года девушек, ставших родными дочерьми институту.
Студия жива и для тех, кто остался в живых, у кого по разным причинам трудной военной и послевоенной жизни не сложилась творческая судьба. Но то прекрасное, что было пережито всеми нами в учебной аудитории, и в многократных встречах студийцев с ленинградцами, это не может быть забыто. Так же, как не может никогда исчезнуть из памяти трагическое, что испытали студийцы и педагоги в дни войны. Это в нашей памяти навсегда. И это сближает нас».

5-й. Рассказ о тех, кто выжил, кто помнит те страшные годы (показ слайдов с комментированием)
Ведущий. «О самом главном». Чтение последней главы книги.
«Почему я пишу обо всем этом? О трагических итогах войны для якутской молодежи? Мне могут сказать, что это не относится к методике преподавания мастерства актера.
А мне кажется, что относится. Жизнь якутской студии в горчайшие дни войны, их поведение на фронтах Великой Отечественной, их душевная направленность на защиту города, казалось бы, такого далекого от родной Якутии, говорит о многом.
… Три понятия – Театр, Якутия, Ленинград с большой буквы, были спаяны для них в одно целое – Родина».

1-й. Ленинград в числе первых был назван городом-героем. Ленинградцы по праву гордятся городом, колыбелью революции, городом, выдержавшим жестокую блокаду, городом, еще больше сейчас расцветшим и раздавшимся вширь, городом, одним из самых красивейших в мире.
Внеклассное занятие по книге Е.К. Лепковской «Цветы на холодном снегу» расширило и обогатило знания учащихся по истории развития якутского театрального искусства, а также побудило чтению этой книги.