Методическая разработка урока русского языка в 4-м классе по теме "Окончания имен существительных второго склонения в косвенных падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели: создать условия для формирования навыков правописания безударных окончаний имён существительных второго склонения в косвенных падежах;
развивать монологическую речь учащихся; мышление через сравнение, анализ, обобщение; познавательную сферу (любознательность, находчивость, внимательность, наблюдательность);
формировать умение работать индивидуально, в парах, коллективно;
воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни.

Оборудование: карточки для индивидуальной и дифференцированной работы, письмо, портрет, карточки со словами, толковый словарь, таблица окончаний имён существительных II склонения, карточки с указанием этапов работы по определению окончаний.

 Ход урока:

Слышишь, прозвенел звонок?
Начинается урок.
Потянули руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.

2. Актуализация опорных знаний.
- Мой сосед, мальчик Петя, который тоже учится в 4 классе, передал вам письмо. Давайте его прочитаем.

Очень я люблю футбол,
Плаванье и волейбол.
Душ принимаю утром всегда
И не болею я никогда.
Нету простуды и насморка нет.
Зовут меня Пётр. Вот мой портрет.
- Как вы думаете, почему не болеет Петя? А вы занимаетесь спортом? Что ещё нужно делать, чтобы быть здоровым? Мы сегодня на уроке поговорим об этом подробнее. Петя приготовил для нас много советов. Мы тоже сможем о многом рассказать моему соседу. В подарок за правильные ответы мальчик передал для вас жетоны. Он не только заботится о своём здоровье, ещё он очень любознательный. Ему очень хочется узнать, что обозначает слово «портрет».
 Работа со словарным словом.
- Как вы можете объяснить значение этого слова? (Ответы детей). Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте в толковом словаре значение этого слова. (Ученик выходит к доске, читает из словаря: изображение человека на картине или фотографии).
- Слово образовано от французского портрэр – «рисовать». Изначально портрет - «нарисованное».
- Сколько в этом слове слогов? Какой из них ударный? (Ученик у доски делит слово на слоги, ставит ударение). Назовите безударную гласную в этом слове. Можем ли проверить её написание? Какое это слово? (Это слово из словаря. Его написание нужно запомнить).
- Запишите это слово в тетрадь на новой строке со строчной буквы, обращая внимание на соединение букв в слове. Выделите орфограмму – безударную гласную в корне слова.
-К какой части речи относится слово?
- Что вы знаете об именах существительных? (Изменяются по падежам, числам, имеют род и склонение).
- От чего зависит склонение имени существительного?
_ Составьте предложение с существительным «портрет».

3. Постановка темы и целей.
- Я тоже составляла предложение, но слова рассыпались. Помогите их снова собрать в предложение. (На доске карточки со словами. Один ученик составляет предложение).
На портрет_ нарисован мальчик Петя.
- Какая часть слова пропущена? Можем ли мы записать окончание в этом слове? Почему? (Оно безударное). От чего зависит написание безударных окончание существительных?
- У существительных какого склонения вы уже умеете определять окончания?
- А существительное «портрет» к какому склонению относится? Умеете ли вы определять безударные падежные окончания существительных II склонения? Сегодня мы будем этому учиться.
- Кто сможет сформулировать тему урока? Чему мы должны будем научиться?
- После того, как мы научимся определять безударные падежные окончания, проверять их написание и составим алгоритм работы, мы обязательно вернёмся к этому предложению и добавим к слову нужное окончание.
Всё, о чём мы узнаем, обязательно расскажем Пете, ведь ему очень хочется всё знать.
Какой он, этот мальчик? Я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечайте на них.
Эмоциональная разрядка.

Он весёлый, этот Петя? (Да).
 Хочет знать он всё на свете? (Да).
 Окончания определить ему поможем? (Да).
 Справиться с заданиями сможем? (Да).

 4. Работа по теме.
Петя приготовил для нас несколько советов о том, как следить за своим здоровьем. Давайте их прочитаем. (На доске).

Гуляй на свежем воздухе
Чаще проветривай помещение
Ни дня без спорта!
Улыбнись другу
Соблюдай режим
Чередуй работу с отдыхом.
- Почему среди этих советов есть совет улыбаться, разве это поможет быть здоровым? - Конечно, ведь человек должен быть здоров не только физически. То, какое у него настроение, как он относится к людям – это тоже показатель здоровья – нравственного, психологического.
- К какому склонению относятся выделенные существительные? Определите их падеж, выделите окончания. На своих местах вы поработаете в парах, а два человека выполнят эту работу за доской.
Физ. мин. Давайте последуем Петиному совету и отдохнём.

 Потрудились не на шутку.
Отдых наш – физкультминутка.
Знаешь, Петя, мы ведь тоже
Все зарядку делать можем.
Бодро, весело шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Раз, два, раз, два,
Потянуться нам пора.
Руки выше, руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Приседаем глубоко,
Дышится нам всем легко.
В право, в лево повернулись,
И друг другу улыбнулись.
На места присели дружно.
Дальше нам работать нужно.

- Какие окончания могут иметь существительные II склонения в косвенных падежах? Как мы можем проверить наши предположения? (По учебнику).
- Верно ли мы определили, какие окончания могут быть у существительных II склонения? Какие ещё окончания могут быть? От чего это зависит?
- Можно ли проверить правильность написания окончаний существительных? Как? (Слова – помощники). Посмотрите по таблице, какие слова – помощники во втором склонении? Почему именно эти слова являются помощниками?

5. Первичное закрепление.
- Сможете ли вы сами определить, какие безударные окончания нужно написать? Составьте план работы. (На доску).
Ставлю слово в начальную форму, определяю склонение.
Вспоминаю слово – помощник.
Определяю падеж.
Ставлю помощник в нужный падеж.
Выделяю окончание.
Вставляю нужное окончание в слово.

- Давайте попробуем на практике провести эту работу. Пользуясь составленным планом, определите окончание существительного «портрет» в составленном нами предложении.
- Сможете справиться с таким заданием самостоятельно?
- Прежде чем приступить к работе, выполним упражнение для снятия усталости, которое называется «оживлялка».
Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают
 и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко
 зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: « Я справлюсь! Я могу! Человек
 все может! Я ничего не боюсь!..»
У вас на столе карточки с заданиями разного уровня сложности (Приложение 1). На зелёных карточках – самое простое задание. Вам нужно записать пословицы, вставить, пользуясь памяткой, окончания выделенных существительных. На жёлтых карточках – задание посложнее. Из слов для справок вы должны выбрать подходящие по смыслу слова, вставить их в текст пословиц, поставив в нужный падеж. Чтобы правильно написать окончания существительных, так же воспользуйтесь памяткой. На сиреневой карточке – самое сложное задание. Из слов каждой строчки вы должны составить пословицу, дописав окончания некоторых существительных.
Выберите для себя карточку. Выполните задание.
(Самостоятельная работа).
Проверка по эталону. (Читают пословицы учащиеся, выполнявшие задания 3-го уровня, учитель вывешивает карточки с пословицами, окончания пропущены).
- Как вы понимаете смысл пословиц? (Дети объясняют).
 Учащиеся, работающие по карточкам 1 и 2 уровня, называют окончания.
- Посмотрите на пословицы на доске. Кто выполнил работу правильно? У кого есть ошибки? На следующих уроках вы продолжите работать над этой темой и у вас обязательно всё получится.

6. Домашнее задание.
- В учебнике вам тоже предлагается поработать с пословицей, выполнить аналогичное задание - выделить окончания существительных, определить падеж. Это задание вы выполните дома.

7. Итог урока.
- Расскажите, что вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Что показалось интересным, сложным? Грамотно построить свой ответ поможет карточка.
- Сегодня на уроке:

  • я научился…
  • мне было интересно…
  • было трудно…
  • мне показалось важным…
  • я понял, что…
  • я почувствовал, что…

 - Своей работой на уроке я:

  • доволен;
  • не совсем доволен;
  • я недоволен, потому что…

Похвалить вас нужно срочно.
Помогли мы Пете точно!
- А какие советы Пети вы запомнили? Готовы ли вы следить за своим здоровьем? Что для этого нужно сделать? Давайте передадим мальчику подарок – футбольные мячи, ведь он любит футбол. Если вам понравились Петины советы, вы с ним согласны и будете стараться выполнять правила ведения ЗОЖ, подарите ему большой мяч. А если эти советы показались вам не интересными и вы не готовы им следовать, пусть это будет мяч поменьше. Ведь похвалить Петю всё – таки нужно, он старался. (Дети приклеивают к нарисованной сетке один из мячей, которые прикреплены сбоку на партах, подводится итог рефлексии).