Развитие проектной культуры и исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе

Разделы: Работа с дошкольниками


Какое образовательное учреждение можно назвать развивающим и развивающимся? Наверное, такое, где создаются оптимальные условия для саморазвития детского и  взрослого коллектива в целом, а также каждого ребенка, педагога, родителя в частности.

Образовательная политика нашей прогимназии направлена на создание условий для формирования социальной мобильности, креативности, максимального развития интеллектуального потенциала, компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности воспитанников и гимназистов. Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлечен в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать ребенка, стимулируя его природную любознательность? Нужны деятельностные, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Большое значение при этом имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

Проектная технология обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательская технология обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это поиск неизвестного, новых знаний, поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследования лежат:

  • Развитие познавательных умений и навыков детей;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • Умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • Умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (урочную или внеурочную).

Нужно отметить, что принцип исследовательского обучения в дошкольном блоке прогимназии изначально заложен в использовании авторской программы «Идеал», рассчитанной на творческое взаимодействие ребенка и педагога. Наши дошколята с интересом впитывают знания об окружающем мире, получая от педагогов ответы на свои бесконечные «почемучкины вопросы»  на естествознании, в клубе «Эрудит», на занятиях цикла «По странам и континентам», на музыке, рисовании, на занятиях английского языка и т.д.

С началом обучения в школьном блоке этот процесс становится более системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и он должен так организовать обучение, чтобы уроки были увлекательными, творческими и высокоэффективными, такими, от которых у детей глаза бы светились от радости.

В нашей школе практически на всех  уроках учителя подводят учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, учат детей видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; вместе с детьми проводят наблюдения и эксперименты, делают выводы и умозаключения, классифицируют и структурируют материал; при работе с текстом учат доказывать и защищать свои идеи; на математике используют разные уровни проблемно – эвристического решения задач, используют задачи с недостающими и лишними данными; на уроках русского языка углубляются к истокам слова, его этимологии, исследуют состав слова, расшифровывают слова с помощью символов, ребусов и т.д. Таким образом, педагоги прогимназии с первых уроков развивают у детей такие умения и навыки, которые необходимы в исследовательском поиске, а начало умений и навыков исследовательского поведения  закладывают педагоги дошкольного блока.

Широкую популярность в настоящее время приобрел метод проектов и это не случайно. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.

Проектная деятельность требует от педагога создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле педагог перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях:

  • энтузиаста (повышает мотивацию детей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей);
  • специалиста ( обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам);
  • руководителя, координатора всего процесса;
  • эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Степень самостоятельности детей зависит от множества факторов:

от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта.

Проекты в прогимназии готовятся и защищаются в рамках изучаемых предметов, их тематика в основном привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Необходимо, чтобы дети изучали, исследовали то, что для них интересно, значимо. Дети, например, с большим интересом исследуют повадки домашних животных, им одинаково близки темы вселенского масштаба и жизнь маленького насекомого. Они желают знать всё про автомобили и про динозавров, про первобытных людей и про далёкие экзотические страны. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели проекта. Необходимо помочь каждому автору будущего проекта найти ответ на вопрос «зачем я собираюсь делать этот проект?»

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и размещение иллюстраций, и хорошо развитые навыки письменной речи. У детей младшего школьного возраста, не говоря о дошкольниках, эти навыки еще не достаточно развиты, поэтому ребятам необходима помощь взрослых – педагогов, родителей, старших братьев, сестер. Подключение родителей к проектной деятельности, проводимой в стенах прогимназии, приглашает их к сотрудничеству, активному взаимодействию с нашими педагогами, определяет оптимальные формы их возможного участия в проекте: помощь советом, творческими идеями, книжной информацией, использованием компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта.

Нельзя не сказать о замечательном опыте – самопрезентации, опыте, который дает ребятам процедура защиты проекта. Ребенок выходит к доске с подготовленной аннотацией своего проекта и знакомит с ней представителей группы или класса, демонстрируя при этом качественно приготовленный иллюстрационный материал, т.е. при этом формируется позитивная Я – концепция (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов).

Посещая занятия и уроки, на которых проходила презентация, я наблюдала, насколько проектная деятельность нашла эмоционально – познавательный отклик у ребят, как у дошкольников так и у школьников. После реализации нескольких проектов во втором классе я предложила ученикам ответить на вопрос: «Насколько тебе нравится участвовать в реализации проекта?»  Варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием, нравится, не очень нравится, совсем не нравится, мне все равно», - из которых ученик должен выбрать только один. Индекс удовлетворенности проектной деятельностью составил 100%, все ученики ответили «занимаюсь с удовольствием». На вопрос «Моё отношение к проекту» все учащиеся ответили: «интересный, нужный, полезный» и только один ученик отметил: «интересный, но трудный». На вопрос «Чему научила тебя проделанная работа?» ребята ответили: «узнали много интересного и нового о цветах, о кошках, лошадях, птицах, о насекомоядных, о деньгах, машинах».

Таким образом, анализ полученных результатов анкетирования показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности младших школьников достаточно высок. К таковым относятся:

1) решение проблемы;

2) информационная компетентность (поиск и обработка информации);

3) коммуникативная компетентность (письменная коммуникация, устная презентация).

Подведя итог, следует сказать, что проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт дошкольников и школьников. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер (ребята пишут то, о чем прочитали в разных книгах, нашли информацию на интернет–сайтах), все равно они исследователи, первооткрыватели.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, класса, создает обстановку общей увлеченности и творчества.