Мероприятие для учащихся 8-го класса. Математика. "Это интересно"

Разделы: Математика


1. Вступление.

Учитель говорит учащимся о том, что "предмет математики настолько серьёзен, что математики не упускают случая сделать его занимательным и весёлым".

Звучит музыка, выходят девочки и поют песню (на мотив песни "Чёрный кот").

Вот двадцатый закончился век.
Будет дальше как жить человек?
Ведь изучены реки, моря,
И строение звёзд и Земля.

Припев:

Но уверенно зовёт
Математиков движение вперёд,
Значит, мы должны открыть
Те законы, по которым будем жить.

Чтоб ответить на трудный вопрос,
Нужно в справочник сунуть свой нос.
В недрах памяти что-то найти,
А потом на праздник к нам прийти.

Припев:

И тогда вам равных нет,
На любой вопрос у вас готов ответ.
Победителя ждёт приз,
А болельщики кричат вам "Браво! Бис!".

2. "Геометрический симпозиум ".

Учащиеся представляют пьесу в стихах о свойствах геометрических фигур.

Шар.

Я открываю заседание
И должен вам сказать, что очень рад
Приветствовать почтенное собрание.
Спросим же гостей подряд и выясним их звания.
Пусть младшие начнут.

(Перед Шаром останавливается Точка.)

Точка.

Я невелика. В этом суть моя:
Хоть меня нельзя измерить,
Настолько Я ничтожна и мала,
Но всё собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.

3. Шар.

Хоть ты действительно мала,
Но полезна, в этом нет сомненья!
(Секретарю.) Чья дальше очередь?
Цилиндр. По списку линия Прямая.

Прямая.

Я здесь!
Сейчас я вертикальна.
Могу, однако же, любой принять наклон.
Могу и лечь горизонтально,
Я между точек двух короче линий всех.
При том одно имею лишь я измеренье.

5. Шар.

Что ты худа, нельзя считать за грех.
А рядом кто с тобой?

6. Прямая.

Моя сестра родная.

7. Кривая.

Зовусь я линия Кривая.
В двух точках встретившись с прямой,
Всегда тянусь над ней дугой.

8. Перпендикуляр.

А я, почтенный Шар, - Перпендикуляр.
Смотри внимательно за мной:
Когда из точки вне прямой
Меня отпустят на прямую
И проведут наклонную любую
Из той же точки:

9. Шар.

Что тогда?

Перпендикуляр.

Докажет всякий школьник без труда,
Что я всегда короче, чем наклонная любая.
Горжусь изрядно я,
Что в этом особенность моя.

(Подкатывается Окружность - девочка катит обруч.)

11. Окружность.

А я Окружность! Вам я, Шар, родня.

12. Шар.

Не может в этом быть сомненья.

13. Окружность.

Произошли вы от меня
При помощи вращенья.
(Девочка вращает обруч.)
Внутри меня есть точка не простая.

14. Шар.

А кто сей важный пункт?

15. Окружность.

Зовётся Центром он.
От точек всех моих он равноудалён.

16. Шар.

В каких же отношениях ты с прямой?

17. Окружность.

Смотря с какой.

18. Шар.

Ну, если, например, тобой прямая
В точках двух пересечётся?

19.Окружность.

Внутри меня её отрезок хордою зовётся.
Чем ближе к центру, тем он длиннее:
Ещё скажу тебе: когда идёт прямая,
Меня в двух точках рассекая,
Её секущей линией зовут.

20. Прямая.

Уместно мне добавить тут,
Что у окружности с прямой
Быть может с точкой и одной,
Когда прямая так окружности коснётся,
Она касательной зовётся.

21. Окружность.

Добавлю я, что в древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена.
Частями этими мне дуги измеряют,
Их градусами называют.

22. Шар.

Твой обстоятельный доклад
Я выслушать душевно рад.

23. Цилиндр.

А чей сейчас черёд?
Прошу вас, Параллели!
Скажите нам: к какой идёте цели?

24. Параллели.

Откуда мы идём, придём куда,
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно,
Как две сестры, бок о бок мы идём.
Нас под прямым углом прямая рассекает,
Её отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера,
И сократить её, нам силы не дано.

25. Шар.

Особым свойством вы наделены:
Когда бока фигур попарно параллельны,
Они всегда попарно и равны.
Прямоугольник, Ромб, Квадрат -
Все этим свойством дорожат.
Но кто там прячется за вами,
Без головы с двумя ногами?

26. Угол.

Ошиблись вы немного, Шар,
От ваших слов меня бросает в жар.
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Увеличить стороны мои, когда угодно,
Вы можете совсем свободно.

27. Шар.

Постой, дружок,
Ты выступаешь смело.
Но ведь совсем не в этом дело.
Скажи мне, кто ты сам?

28. Угол.

Но чем смущает вас мой вид?
Ведь я часть плоскости.

29. Шар.

И этого мне мало.
Ты отвечаешь, как попало.

30. Угол.

Когда встречаются прямые,
Всегда мы будем между ними.

31. Цилиндр.

Кто же вы? (Насмешливо.)
Сейчас видать без головы.
Ну, свойства же твои какие?

32. Угол.

Мы - разные углы.
Я, например, прямой.
Бывают острые углы, тупые.

33. Шар.

А сколько градусов в тебе?

34. Угол.

Как будто б девяносто!

35. Шар.

А если стороны мы будем продолжать?

36. Угол.

Тогда я буду возрастать!

(Действующие лица смеются.)

37. Шар.

Вот видишь, милый, стало всем смешно.
Ты плохо знаешь сам себя.

38. Угол.

Ошибся я.

39. Шар.

Вот то-то и оно! Ну, поправляй ошибку:
От градусов зависишь ты, таков закон.
Что ни причём длина твоих сторон,
Продолжи их хоть до конца Вселенной,
Раствор твой будет неизменный.
Кто за тобой?

40. Треугольник.

Зовусь я Треугольник,
Со мной хлопот не оберётся школьник:
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны.
С одним тупым - тупоугольный,
Бывают острых два, а третий прям -
Прямоуголен я.
Бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.

41. Прямоугольный треугольник.

Моих заслуг никто не перечислит.
О том всему известно свету.
От древних египтян мне был большой почёт,
Через меня и Пифагор стал славен.
Уж так и быть, открою свой секрет:
Квадрат гипотенузы равен сумме
Квадратов катетов.
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим -
И таким простым путём
К результату мы придём.

42. Шар.

Хоть правилен ответ, но ты заносчив,
Мой дружок,
И отвечаешь дерзко. Кто там ешё?

43. Квадрат.

Зовут меня Квадратом.
Любую площадь я измерить рад,
Ведь у меня четыре стороны,
И все они равны.

44. Шар.

Ну, это мы давно слыхали.

45. Квадрат.

Но у меня равны ещё диагонали,
Углы они мне делят пополам,
Ими на части равные разбит я.

46. Прямоугольник (перебивая).

И у меня равны диагонали!

47. Шар.

Постой, дружок, тебя не вызывали.

48. Ромб (вмешиваясь).

Мои хотя и не равны,
Но под прямым углом пересекаются,

Совсем как у квадрата.

49. Шар.

Да постой! И ты черёд не соблюдаешь свой!

50. Параллелограмм (перебивая).

Я - параллелограмм. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Всё же я в печали, что не равны мои диагонали.

51. Квадрат (язвительно).

Да и углы они не делят пополам.

52. Шар (кричит).

Нет, это просто срам!
(Звонит колокольчиком).
К порядку, граждане, нельзя же так!
Вы превратили заседанье в кавардак!

53. Цилиндр.

Я думаю, что вы утомлены,
Пора б закончить заседание.

54. Шар.

Ну, что ж, друзья мои, не возражаю.
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились -
Все ваши свойства съезду разъяснить.

(Играет музыка, гаснет свет, и участники сцены уходят.)

3. Представление команд.

На сцену выходят 2 команды КВН, представляют себя, приветствуют соперников и жюри. Ребята заранее подготовили приветствие и эмблемы своей команды.

Приветствие "Мишек"

В КВН играть мы рады
И в жару, и в холода.
Пораженье иль победа -
Это вовсе не беда,
Если трудно, если надо,
Все "Мишутки" скажут "Да!"
Очень добрыми глазами
Посмотри на нас, жюри,
И учти же, что мы сами
Просто дивно хороши!

Приветствие "Тигрят"

Мы - весёлые ребята,
КВН(ные) тигрята,
Мы участвуем сейчас
В КВНе третий раз.
Все привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку.
Всё на лад идёт тогда:
И работа и игра.
Слабых мы не обижаем,
Ну, а сильных уважаем!
В КВН играть хотим
И, конечно, победим!

4. Конкурс капитанов.

Капитаны обеих команд на сцене, по очереди отвечают на вопросы.

Вопросы для капитана команды "Мишек".

1. Луч, который делит угол пополам.

2. Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?

3. Часть секущей, заключённая внутри окружности.

4. Многоугольник с наименьшим числом сторон.

5. Без чего не могут обойтись охотник, барабанщик, математик?

Вопросы для капитана команды "Тигрят"

1.Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника.

2. Периметры двух ромбов равны. Равны ли ромбы?

3. Хорда, проходящая через центр окружности.

4. Равнобедренный треугольник, основание которого равно боковой стороне.

5. Какая дробь находится между каникулами?

5. Задание для команд (а в это время проводится викторина для болельщиков).

Каждая команда получает конверт, в котором находится вопрос. Пока команды готовят ответ, проводится викторина для болельщиков.

1. Какая цифра подрабатывает в русской грамматике глаголом повелительного наклонения единственного числа?

2. Какая "четвёрка" известна всему музыкальному миру?

3. Какое число можно найти на каждой бензоколонке?

4. Чей нос служит в народе единицей измерения малого?

5. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами?

6. Что квадратное называют круглым?

7. Географический конус.

8. Географическое кольцо.

9. Вечнозелёный конус.

10. Многогранник из Египта.

11. Какую форму имеют бульонные кубики?

12. Какую породу собак один остроумный человек описал так: полсобаки в высоту и полторы собаки в длину?

Задание для команды "Мишки"

Этот учёный считается родоначальником греческой философии и науки. Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Был причислен к группе "семи мудрецов".

Назовите его имя.

Задание для команды "Тигрята"

На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу.

Кто этот математик?

6. Супертест для команд КВН.

Лист для работы жюри.

Название конкурса 1 команда 2 команда
1 Представление команд (5 баллов)    
2 Конкурс капитанов (1 балл)    
3 Вопросы для болельщиков (1 балл)    
4 Экскурс в историю (10 баллов)    
5 Супертест для команд (1 балл)    

Используемая литература.

  1. И.Д. Агеева Занимательные материалы по информатике и математике ООО "ТЦ Сфера", 2005.