Тема урока: «Закрепление. Решение простых задач с отношениями «меньше на...», «больше на...»
Цели:
- закреплять знания детей при решении задач типа: « на меньше», « на больше», решении примеров в пределах 20, нахождении неизвестных компонентов при сложении, вычитании;
- развивать умение рассуждать, делать выводы, логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать интерес к предмету, потребность в познании окружающего мира.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звенел звонок, пора начать урок.
Готовы вы, иль кто-то дремлет, «витает в облаках»?
Мечтать нам времени уж нет,
Вопрос внимательно послушай
И быстренько скажи ответ!
II. УСТНЫЙ СЧЁТ
Работа над числами
- Назови число. (26)
- Как данное число связано с сегодняшним днём?
- Назовите последующее.
- Предыдущее данного.
- Опиши данное число.
- Представь его в виде суммы разрядных слагаемых.
- Назови первую цифру в записи числа.
- Назови вторую цифру в записи числа.
- Найди сумму слагаемых 2 и 6. (8)
- Восьмой месяц года – август.
- К какой поре года относится август? (Лето)
- Лето – это пора отдыха и походов. А какой же поход без... А без чего узнаете, отгадав загадку:
Путешествую пешком
Я с тяжёлым ... (рюкзаком)
Рис. 1
- Ни один рюкзак не бывает пустым. Наполним его знаниями, умениями решать задачи и примеры. Будем учиться рассуждать и доказывать; развивать мышление и сообразительность, узнавать много нового и интересного.
- Как называется рюкзак маленьких размеров? (Рюкзачок).
- Именно так называется детский познавательный журнал.
Рис. 2
- С некоторыми рубриками этого журнала познакомимся. Но прежде выполните задания.
Рис.3
- Расположи данные числа в порядке возрастания.
18, 34, 2, 70, 15, 30, 6
(2, 6, 15, 18, 30, 34, 70)
- Среди данных чисел назови только однозначные. (2 и 6).
- Рубрика «Будь здоров». Она знакомит нас с правилами здорового образа жизни.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой рубрике?
- Продолжи фразу: « Помни правила движения, …» (Как таблицу умножения)
- Какой свет светофора говорит нам: «Стой!». (Красный)
Рис. 4
- Работаем по красному цвету. Правильно назови пример и дай ответ.
- Важные советы по сохранению здоровья даёт мудрая сова. Встречайте её!
Рис. 5
Рис. 6
- Мир природы многообразен. О каком представителе пойдёт речь, узнаете после выполнения задания.
Дети решают 1-й пример.
- Это животное независимое и загадочное.
Дети решают 2-ой пример.
- Очень чистоплотное.
Дети решают 3-й пример.
- Это животное имеет прекрасный слух и острое зрение; основная добыча – мышь . (Кот)
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Вес котов колеблется от 2,5 до 8 кг. Но самый крупный кот живёт в Дании и весит 19 кг.
Сейчас выясним вес нашего кота.
Рис.7
- Сколько кг на левой чаше весов? (5 кг)
- С каким весом стоят гири на правой чаше весов? (2 кг)
- Кто догадался: сколько весит кот? (3 кг)
5 - 2 = 3
- После продолжительных походов наступает усталость и нам требуется отдых.
ФИЗПАУЗА
Устали наши ручки, устали наши ножки
Мы немножко отдохнём и опять решать начнём.
- О многих интересных фактах мы прочтём в рубрике «Это интересно».
- Всем известно, что кот опасен для птиц. Решите задачу об одной из птиц.
Вес пингвина 15 кг. После того, как папа-пингвин нянчится с малышом, он худеет на 5 кг. Какой вес он имеет по окончании воспитания малыша? (10 кг).
- А сейчас, внимание на экран. Это интересно.
«Энциклопедия Кирилла и Мефодия» видеоролик «Императорский пингвин».
Рис.8
- А сейчас составьте задачу о других птицах и решите её.
Рис. 9
- Составьте задачу по рисунку.
- Повторите условие.
- Что обозначает цифра 4, 2?
- Повторите вопрос задачи. Какое главное слово?
- Какой схеме соответствует краткая схема?
- Каким действием решаем задачу?
- Чем питаются эти птицы?
- А ещё они очень любят яблоки. О них вторая задача.
Рис. 10
- В рубрике «Это интересно» можно узнать о возникновении цифр, о том, что обозначает каждая из них. А ещё проследить над превращениями одного числа в другое при помощи арифметических действий. Именно в этом мы сейчас и убедимся при решении примеров №3.
- Решаем примеры самостоятельно.
Внимание: 1 и 3 группа решают примеры первого столбика; 4 и 5 группа решают примеры 2 столбика. Примеры 3 столбика решает 2 группа. Время работы: 1 минута.
Проверка: Назовите пример, ответ которого равен 16? 18 – это 10 да сколько?
Какими слагаемыми представили число 10?
- Об удивительных изобретениях узнаем в рубрике « Истории из рюкзачка».
Рис. 11
Об изобретении одного из видов транспорта рассказывается в журнале. О каком - узнаете, соединив точки.
Дети соединяют точки.
- Какие красоты открываются нашему взору, путешествуя пешком, на автомобилях по просторам нашей Родины!
- Следующая рубрика расскажет нам о символике белорусских городов, о красотах нашего родного города Пинска.
11 * 15
18 * 20 - 2
- Что изображено на данном снимке?
IV. ИТОГ УРОКА
- Я желаю вам обрести новые знания и совершить много увлекательных путешествий.
- А сейчас каждый из вас возьмёт рюкзачок и прикрепит к кругу. Если на уроке очень понравилось – к кругу зелёного цвета, если не очень понравилось – жёлтого, а если совсем не понравилось – красного.