Интегрированные занятия по обучению грамоте "Путешествие на остров Мадагаскар" для детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи

1. Коррекционно-образовательные

  • Совершенствовать фонематические процессы (фонематический слух и восприятие), слоговой анализ и синтез, умение работать с деформированным предложением.
  • Определять количество, последовательность и место слов в предложении.
  • Формировать и обогащать словарь детей. Умение подбирать слова синонимы, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать  числительные с существительными.
  • Осуществлять профилактику различных форм дисграфий , дислексий.

2. Коррекционно-развивающие

Используя современные виды технологий (теория решения изобретательских задач – триз, развивающие каноны, проблемное обучение развивать словарь детей, психические процессы). Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание.

3. Коррекционно – воспитательные

  • Воспитывать дружеские отношения друг к другу, умение работать в коллективе.
  • Расширять у детей представления о животных, чувство любви к животным, желание им помочь.

Оборудование: корабль, слово с цифрами, набор слов с цифрами, развивающий канон, предметные картинки, карточки со слогами, буквы различной высоты, волшебный сундучок с предметными картинками, цифры с фруктами и овощами, карточки с буквами для индивидуальной работы.

Ход занятия

Педагог. Нам прислали свиток. Расставим цифры от 1 до 6 и узнаем автора свитка. Игра «Расшифруй слово».

емлуыр

231465

Педагог. Какое слово расшифровали? (Лемуры). Что вы знаете об этих животных?

(Познавательная информация. Рассказывают дети.)

Педагог. На свитке висит замок. Откроем его.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Замок открываем».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочком покрутили,

Мы замочек потянули

И открыли!

Ручки складываем в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваем «замок».

На этом слове ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

Не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводим их широко в стороны.

Педагог. Прочитаем послание. С вашего зоопарка убежали звери. Прибыли к нам на остров. Они сильно скучают. Помогите им вернуться в зоопарк.

Поподробнее узнаем о них. Игра «Расшифруй код».

1. Лиса
2. Лев
3. Тигр
4. Бегемот
5. Жираф
6. Еж
7. Зебра

Код : 2457

Педагог. Назовите животных. Как их можно назвать одним словом? На какие две группы их можно поделить? Могут они жить вместе или нет и почему? В нашем зоопарке все звери подружились и стали большими друзьями.

Педагог. Звери попали в беду. Мы можем им помочь отправившись на помощь. Вы готовы помочь своим любимцам? Отправимся в путь, нас ожидают необычные приключения, для этого нам нужно быть внимательными правильно ответить на все вопросы.

1. Хлопни на звук «в».
2. Какой по счету звук «р» в слове тигр?
3. Назовите количество звуков в слове дорога.
4. Разгадай канон.

Лиса - 2
Жираф - 2
Тигр - ?

Какую цифру поставим вместо знака вопрос? Докажите.

5. Придумайте предложение из 5слов используя слова подсказки и схему предложения, но такое, чтобы четвертым по счету стояло маленькое слово в.

Слова (путешествие, состояться, в, веселое, июнь).

6. Игра «Волшебный сундучок». По первым звукам слов угадайте новое слово.

Педагог.

Я картинку положила
В наш волшебный сундучок.
Ну – ка, Оля (Миша, Катя), загляни,
Вынь картинку, назови.

Ребенок достает картинки из волшебного сундучка, четко, правильно определяет первый звук в слове, называет его и ставит картинку на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, педагог предлагает назвать новое слово.

Педагог. Какое новое слово составили?

Дети. Корабль.

Педагог. Как, вы думаете, на каком виде транспорта вы отправитесь в путешествие?

Дети. На корабле.

Звучит музыка. Дети садятся в кораблик.

Игра «Полезно – вредно»

Педагог. Чем полезно путешествие? Чем вредно путешествие? (Ответы детей).

Наш корабль прибыл на остров. Прочитаем название острова. Игра «Слово рассыпалось» (составление слова из слогов). На наборное полотно выставляются карточки со слогами.

Расставляя в нужном порядке слоги, дети составляют слово.

Педагог. На какой остров прибыли?

Дети. На остров «Удачный».

Педагог. Кажется пошел дождь.

Динамическая пауза. Психогимнастика (выполнение действий в соответствии с его содержанием).

Кажется пошел дождь.
Капля раз, капля два.
Капля медленно сперва.
Кап – кап – кап.
Капля каплю догоняет.
Стали капли поспевать.
Зонтик поскорей откроем.
От дождя себя укроем.

Педагог. Пока, мы укрывались от дождя, наш корабль захватили и хотят нам навредить. Подберите близкие по смыслу слова к слову навредить (подбор слов – синонимов).

Узнаем о захватчиках поделившись на две команды.

1 команда

Расставьте буквы в порядке возрастания от самой высокой до самой низкой.

2 команда

Составь слово из данных наборов букв. Расставь буквы.

п ы н и в н и н г

Проверка выполненных заданий.

Педагог. Угостим пингвинов. Составим предложение, используя слова подсказки (угощаться, рыба, свежей, вкусной, сегодня, вас).

Можем мы назвать это предложением?

Дети. Нет.

Педагог. Почему?

Дети. Это только слова.

Педагог. Подружите слова, составьте из этих слов предложение. Назовите предложение.

Дети. Сегодня вас угощаем свежей, вкусной рыбой.

Работа с предложением.

- Сколько слов в предложении?
- Назовите первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое слово.
- Назовите только второе слово, только шестое слово.
- Какое слово стоит между словом вас и словом свежей?
- Назовите слово – действие, слова признаки.

Педагог. Подружимся с пингвинами и поиграем в игру. Игра «Зверобика». (Дети под музыкальное сопровождение, стоя в кругу изображают обезьяну, змею, цаплю, слона).

Наше путешествие продолжается.

Пингвины оставили нам подсказку, на каком острове нам искать наших друзей – зверей.

Игра «Восстановите буквы и прочитайте слова»

Педагог. Назовите восстановленное слово. (Данное задание дается в виде недописанных элементов букв). Дети дописывают буквы самостоятельно.

Дети. Мадагаскар.

Педагог. На какой остров лежит наш путь?

(Имитация движений корабля - плывут по волнам - пластический этюд. Прибыли на остров. Звери нас уже ожидают. Пожалеем их, назовем ласково. Игра «Назови ласково». (Дети берут картинку животного и называют их ласково).

Тигр – тигренок, лев – львенок, жираф – жирафик, зебра – зеброчка и т.д.

Звери благодарны вам и угощают вас. Игра «1 – 4 – 7», «10 – 5 – 3».

(Дети используя картинки овощей, фруктов и цифр угощаются – например: одной грушей, четырьмя лимонами, семью морковками или десятью ананасами, пятью кокосами, тремя сливами).

Педагог. Пока мы угощались на острове нам пришла радиограмма от капитана, в ней пропущены буквы.

Восстановим сообщение : сп . ши . е   б . д .

Восстановите пропущенные буквы.

е   а   т
      е  

Педагог. Действительно случилась беда, наш корабль затонул. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно выбрать с этого острова? (Ответы детей и предложения).

Отправляемся на воздушном шаре. Занимайте места в корзине.

Динамическая пауза. Развитие речевого дыхания.

Надуваем быстро шар.
Он становится большим.
Шар наш шар, ты покружись.
И над нами поднимись.
Повиси немного и взлетай ф – ф – ф – ф – ф – ф – ф.

Мы снова в детском саду, а наши спасенные звери отправились в зоопарк радовать детей и взрослых. Как вы думаете, чем они вас могут отблагодарить? (ответы детей). Мы их тоже отблагодарим спев для них песенку «Жирафики». (Дети поют песню под музыкальное сопровождение).

Рефлексия

Какова была цель нашего путешествия? Какие умения и навыки вам пригодились? Что нового узнали? Что бы вы захотели сделать еще раз? Что бы сделали совсем по-другому?