Урок на тему "Правила рационального питания"

Разделы: Биология


Развивающие функции школьного урока биологии

Переход российской системы образования на новые стандарты в качестве основополагающих принципов выделяет фундаментальность, усиление деятельностного компонента, личностную и практическую ориентацию содержания образования, а так же приоритет сохранения здоровья. Исходя из этих принципов, обновление содержания биологического образования предполагается по следующим направлениям: повышение роли теории как методологической основы познания природы и усиление  его практической направленности. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся динамизм и вариативность, т.е. очевидна необходимость уйти от однообразия форм и методов обучения.

При переходе общеобразовательной школы в новое качественное состояние большое внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий. Только благодаря им возможно отказаться от представления об учебном процессе, как передаче информации и признать роль учителя, как организатора познавательной деятельности.

Предлагая учащимся проектную деятельность на уроке и структурируя алгоритм их мыслительной деятельности, происходит отработка не только интеллектуальных навыков, но и навыков презентации результатов работы (что является частью навыков самообразования).

Для иллюстрации развивающего обучения представлен конспект одного из уроков биологии в 8 классе в курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека».

Урок на тему «Правила рационального питания»

Проблема: Пища должна приносить пользу, а в действительности это не всегда так.

Цель: проанализировать свой пищевой рацион и произвести его корректировку в соответствии с правилами рационального питания.

Задачи:

  • познакомиться с теоретическими основами рационального питания;
  • произвести анализ продуктов, используемых в пищу, с точки зрения их калорийности и к полезности для организма;
  • организовать коллективное взаимодействие учащихся  для создания проектных работ.

Урок предполагает наличие у учащихся домашних практических работ «Анализ используемых дома продуктов питания с точки зрения их состава и калорийности» <Приложение 1>

1 этап урока – этап  мотивации и целеполагания. Его главная задача - настроить учащихся на активную деятельность, на осмысленное восприятие материала урока. Для этого учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи своей деятельности на уроке.  <Приложение 2. Слайды 1, 2, 3>

2 этап урока - теоретические основы рационального питания (подготовка к созданию проектов). Цели этого этапа состоят в том, чтобы показать, что в основе рационального питания лежит энергетический обмен в организме, а так же сформировать представление о рациональном питании. Деятельность учащихся состоит в диалоге с учителем, сопровождающемся показом мультимедийной презентации <Приложение 2>. Вопросы для обсуждения:

Вопросы к слайду 5. «Энергетический обмен»:

  1. Для жизнедеятельности организма нужна энергия. Откуда она берется в организме?
  2. Как и на что  эта энергия расходуется организмом? Приведите примеры.
  3. Какой закон физики действует в любом  живом организме?

Вопросы к слайду 6. «Сбалансированное питание»:

  1. Что значит сбалансированное питание? Постарайтесь представить этот баланс с точки зрения энергетического обмена.
  2. Сформулируйте признаки сбалансированного питания.

Вопросы к слайду 7. «Правила рационального питания»:

  1. Всегда ли наше питание является сбалансированным?
  2. К чему может привести дисбаланс питания?
  3. Предложите возможный выход из сложившейся ситуации.

Вопросы к слайду 8. «Питание рационально, если…» Работа с этим слайдом должна быть особо тщательной, так как именно в нем содержится информация, необходимая для выполнения итоговых проектов.

  1. Что значит питание регулярно?
  2. Что значит питание полезно? Разве оно может быть не полезно?
  3. Постарайтесь выделить составные компоненты полезности пищи.
  • В чем состоит полноценность питания?
  • Чем полноценность пищи отличается от ее разнообразия?
  • Что еще может повлиять на полезность или неполезность потребляемой пищи?

Остальные слайды даются учащимся ознакомительно, в качестве значимой информации.

3 этап урока - создание групповых проектов (10-15 минут). Цели этого этапа состоят в том, чтобы выявить полезные продукты с точки зрения полноценности и разнообразия, а так же продукты, вредные и даже опасные для организма. Учащиеся в группах по 4-5 человек анализируют индивидуальные домашние практические работы и заполняют единую схему-алгоритм, предложенную учителем <Приложение 3>. Эта схема и является результатом их проектной деятельности. Итогом работы являются предложения учащимися возможных вариантов корректировки рациона питания с точки зрения его  полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов. Для выполнения работы учащимися используются вспомогательные материалы: «Памятка для выполнения» <Приложение 4> и подборка интересных фактов «Интересно знать» <Приложение 5>.

4 этап – презентация групповых проектов. Этот этап проводится с целью публичного предъявления результатов деятельности а, значит, формирования коммуникативной компетентности учащихся. На этом этапе идет активное обсуждение полученных материалов, ребята отвечают на вопросы, возникшие у слушателей в ходе презентации.

Итоговый этап.  На нем подводится итог работы групп, дается оценка деятельности каждого учащегося с использованием листов самооценки <Приложение 6>, а так же соотносятся  результаты работы на уроке с планируемыми целью и задачами.