Урок технологии. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота.
Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу.

Конфуций.

Тема: Работа с бумагой.

 Изделие: Оригами. Птичка-синичка.

Цель урока: научить складывать синичку в технике оригами.

Задачи урока:

1. Закрепить умения анализировать задание, работать по технологической карте. Расширить, уточнить и пополнить знания детей о зимующей птице - синице.
2. Развиваь моторику мелких мышц пальцев, художественное воображение, речь мышление.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование у учителя: мультимедийные  слайды с изображением различных видов синиц, технологическая карта с поэтапным складыванием синицы, плакат  с изображением грозди рябины.

Оборудование у учащихся: заготовки цветной бумаги синего и желтого цвета размером 10*10 см.

Ход урока

I. Организационный момент

А теперь проверь дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке.
Клей и ножницы с бумагой.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

II. Сообщение темы и цели урока

(Стук в дверь. Заходит почтальон. В руках  приглашение на новоселье, берет приглашение, читает.)

Учитель:

Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости. «Я»

Учитель: Ребята вы что-нибудь поняли?

Да тут продолжение.

Спинкою синевата,
Животиком желтовата,
Черненька шапочка
И полоска шарфика.
Поутру она встает
Ци – пи – ци – пи – ча  поет.
Угадай – ка  что за птица?
То веселая… (синица)

Прежде чем пойти на новоселье мы должны узнать о хозяевах.

 III. Вступительная беседа

Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине – голубую окраску. Эта маленькая птичка. Масса 20 граммов, а длиной 15 см. Весь летний день в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает до 15. Да и выводятся они 2 раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда  к яблони и обратно. Найдет червячка – и  к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Существует несколько видов синиц. В солнечный полдень они протяжно и звонко поют свою песенку: «Синь – Синь – Синь ». А нам часто слышится: «Скинь кафтан, Скинь кафтан». А теперь пусть синицы сами расскажут о себе. (Слайд 1)

 

Слайд 1

(Выступают подготовленные дети.)

Большая синица

Зовут меня большая синица. Я самая и заметная из всех синиц. Я отличаюсь от них оливково – зеленой спинкой и серо – желтым брюшком. По середине брюшка и горла у меня черная полоска с синеватым отливом, на голове – черная шапочка. (Слайд 2)

 

Слайд 2

Лазоревка

Я чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и шапочка у меня светло – голубые. Действительно лазоревка, то есть голубая. Грудка ярко – желтая. Люблю полакомиться вредителями  насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях. (Слайд 3)

Слайд 3

Пухлик

А меня зовут пухлик. У меня черные темя и затылок, острый прямой клюв, черная «бородка» на горле, мягкое пушистое оперение, которое часто приподнимается отсюда и название мое -  пухлик. Семена, насекомые, ягоды – все это моя еда. (Слайд 4)

Слайд 4

Московка

А я московка, или черная синица. Весь верх и горло у меня темные, только щеки и брюшко белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветках выделывать акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма. (Слайд 5)

Слайд 5

Гренадерка

А я хохлатая синица – гренадерка. Меня вы узнаете по вздернутому хохолку на голове. Вся наша синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится нам питаться семенами. Гренадерки – специалисты по хвойным деревьям. (Слайд 6)

Слайд 6

Ученик. Когда иволги (cлайд 7)  улетают от лютой зимы в Китай, жаворонки, (cлайд 8) перепела кормятся в африканских пустынях, а в далеком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки (cлайд 9) и цапли (cлайд 10). А скворцы (cлайд 11) путешествуют во Францию, Италию и Англию. То многие птицы, в том числе и синицы не улетают, а остаются с нами на зиму.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Учитель. Как называется группа  птиц  оставшихся на зиму?

Назовите друзей синицы, ведь она не одна остается зимовать.

Все птицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе в тяжелое для них зимнее время.

А как мы сможем помочь им? (Ответы детей)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель. Когда–то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал, бережно относится к природе, заботится о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался « Синичкиным днем», а приходился он на 12 ноября. В народе даже говорили: «Невеличка птичка – синичка, а свой праздник знает». С этим праздником связывают народные обряды кормление синиц и других птиц. Именно в этот день прилетает синичка из лесов и селится рядом с людьми.

А вы не забыли, куда мы идем? (На новоселье к синичке.)

С пустыми руками не идут на новоселье, обязательно нужно подарить подарок.

Что мы с вами можем подарить? (Ответы детей)

Я предлагаю подарить поделку, где будет сама синичка. Выполним эту поделку в технике оригами.
Что такое оригами?

Правильно это способ создания из бумаги разнообразных поделок. Зародился в Японии более 1000 лет назад.

IV. Повторение правил рабочего человека

Чтобы руки стали умелыми, послушными и умными учимся работать по правилам.

  1. К работе надо все хорошо подготовить.
  2. Порядок на рабочем месте.
  3. Все действия и операции нужно выполнить правильно и красиво.
  4. Работать дружно.
  5. Выполнил работу, убери свое рабочее место.

V. Изложение нового материала

1. Анализ образца.

Что это такое?
Какую форму имеет плоскую или объемную?
Из какого материала изготовлен?
Из каких частей состоит?

Рисунок 1

2. Знакомство с технологической картой

Из какой геометрической фигуры мы будем складывать? (Квадрата)

Какие виды сгибов используются для изготовления синички? (Сгиб « домик», складочка.)

Рисунок 2. Прием сгибания складочкой

3. Составление плана работы

С чего начнем работу?
А затем?
Дальше?   Молодцы!

VI. Физ. минутка

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (прыжки на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (прыжки на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы)
И с дорожки на плетень  (прыжки на левой ноге)
Тири – тири (прыжки на правой ноге)
Тень – тень – тень. (прыжки на двух ногах)

VII. Практическая работа

  1. Текущий инструктаж.
  2. Оказание помощи учителем.
  3. Составление композиции
  4. Творческая выставка.

VIII. Закрепление материала

1. Беседа по теме урока.

Сегодня мы закончили большую работу. Это итог трех уроков. Вы научились делать фигурки из бумаги, познакомились с искусством оригами.
Чему научились в ходе этих работ?
Какие навыки приобрели?

2. Практическое применение.

Где можно использовать полученные навыки? (Сделать поздравительную открытку, приглашение)

IX. Итог урока

Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Ты, пой на новом месте
Синица расписная.

Что особенно запомнилось на уроке?
Что для вас было самым трудным заданием?
Что хотели бы пожелать учителю?

X. Уборка рабочих мест