Интегрированный урок. Русский язык. Окружающий мир. 3-й класс (1-4). "Проверка безударных гласных в корне слова". "Разнообразие растений"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Развивать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными.
  2. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Разнообразие растений и их роль в жизни человека».

Оборудование:

  • учебник «Русского языка»: автор Т. Рамзаева, 1ч., 2006г.;
  • учебник «Мир вокруг нас»: автор А. Плешаков;
  • открытки растений;
  • рисунки – знаки «Правила друзей природы»;
  • опорные слова;
  • карточки для самостоятельной работы (два уровня);
  • рисунки:
  • поле пшеницы;
  • колосок пшеницы;
  • лиственница, сосна и ель.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня двенадцатое декабря.

Скажите для нашего урока добрые, нужные слова- пожелания на каждую букву сегодняшнего числа. (Д – добрый, в – важный…)

2. Сообщение темы урока и постановка задач.

- Сегодня у нас необычный урок: русского языка и окружающего мира.

На доске тема урока: «Проверка безударных гласных в корне слова. Разнообразие растений и их роль в жизни человека».

- На уроке продолжим работу по развитию умения проверять слова с безударной гласной, обобщим знания по теме «Разнообразие растений и их роли в жизни человека.»

- По опорным словам: упражняться, новое слово, составлять, повторить, развивать – поставьте задачи к уроку русского языка.

  • Упражняться в написании слов с безударной гласной в корне.
  • Упражняться в подборе проверочных слов.
  • Повторить правила проверки безударной гласной.
  • Узнать написание нового слова.
  • Составлять предложения.
  • Развивать речь.

- Опорные слова к теме: «Разнообразие растений»: вспомнить, воспитывать.

Задачи:

  • вспомнить группы растений, виды растений;
  • воспитывать бережное отношение к растениям и любовь.

- Растения мы встречаем повсюду. Есть такое выражение « Зелёная одежда Земли». Этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

3. Чистописание.

- Сосчитайте хлопки (учитель хлопает 13 раз).

- Какая по счёту буква в алфавите? (Эль.)

- Какие звуки обозначает эта буква? ([л] [л’] - согласные, звонкие, непарные.)

Дети записывают: лЛл ллЛ ЛЛл… На второй строчке записывают слова: лесник, лес, лесной, лесок.

- Какое слово «лишнее» и почему? (Лесной – прилагательное, есть окончание.)

- Что объединяет эти слова? (Имеется общая часть, одинаковые по значению, а значит это родственные слова.)

- Разберите слова по составу с помощью ваших карточек.

(Карточки у детей на столе.)

Рисунок 1

- Как пишется корень в родственных словах? (Одинаково.)

- Какое слово является проверочным? (Лес.)

- Измените форму этого слова, чтобы е стала безударной запишите. (Леса.)

- Подчеркните безударную гласную в словах.

4. Словарная работа.

- Всегда ли можно проверить безударную гласную в словах? (Нет.)

- Что это за слова? (Словарные.)

- Какой словарь поможет нам написать такие слова? (Орфографический.)

Учитель загадывает загадки и просит записать отгадки в тетрадь.

Рисунок 2

Загадки:

  1. Этот овощ итальянцы назвали «золотым яблоком»? (Помидор.)
  2. Огородное вьющееся растение с крупными семенами круглой формы? (Горох.)
  3. Это овощ был завезён из Южной Америки, он растёт в земле? (Картофель.)
  4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице? (Морковь.)
  5. Название этого овоща произошло от латинского слова «капут»,то есть голова? (Капуста.)
  6. Каким словом можно обобщить все эти слова? (Овощи.)

- К какой группе растений относятся написанные вами слова? (Культурные растения, растения, которые выращивает человек.)

- Какое культурное, травянистое растение называется хлебным? (Пшеница.)

Учитель показывает рисунок с изображением поля пшеницы и колосок.

Рисунок 3

- Послушайте небольшое сообщение о пшенице.

Ученик: Из зёрен этого растения получают муку, манную крупу, Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Самые распространённые виды пшеницы – твёрдая и мягкая. Твёрдая – ценный сорт, но такая пшеница боится морозов, поэтому её выращивают в странах с тёплым климатом. А мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Пшеницу выращивают во всех странах мира.

На доске: пшеница.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите ударный слог и «опасное место» в слове.

- Подберите слова – ассоциации, которые помогут запомнить гласную е. (Хлеб, пекарь, зёрна.)

На доске:

пш е ница
хл е б – п е карь – з е рна

- Запишем с комментированием предложение и объясним «опасные места» в словах.

Скоро на полях зазеленеет пшеница.

- Какие задачи решались на этом этапе урока?

5. Физкультурная минутка.

6. Работа по теме урока.

1. Какие гласные требуют проверки? (Гласные: А, О, Е, И, Я.)

- В какой части слова может быть безударная гласная? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

- Вспомните, как проверить безударную гласную в корне слова? (Правило.)

Запишите несколько словосочетаний.

На доске словосочетания:

  • кл-новый лист;
  • с-сновая шишка;
  • т-жёлые к-лосья;
  • м-рская к-пуста;
  • м-л-дая пш-ница.

Дети списывают словосочетания, устно проверяют, подчёркивают пропущенные буквы. Для слабоуспевающих детей – карточка – «Помогайка».

Клён, сосны, тяжесть, колос, цвет, море, молод, молоденький.

Проверку можно провести с помощью «Волшебных досок» или сигнальных карточек.

- Сделайте вывод на этом этапе урока.

  1. Безударные гласные а, о, е, и, я в корне слова надо проверять …
  2. Если в слове две безударные гласные, надо подобрать два проверочных слова.
  3. Букву е можно проверить гласной ё.

2. Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

Учёные ботаники делят царство растений на две группы. Какие? (Низшие и высшие.)

- Назовите, какое растение, из написанных относится к низшим растениям? (Морская капуста.)

Сообщение ученика о морской капусте.

Рисунок 4

Ученик:  Морская капуста (ламинария) размножается спорами. Продолжительность жизни около двух лет.

В медицине используют листья как лечебное и профилактическое средство при болях в сердце, при высоком давлении, при недостатке в организме йода.

Порошок, приготовленный из ламинарии, применяются как добавку к пищевым продуктам, в частности, в салаты, хлеб, кексы.

- Какие группы высших растений вы знаете?

Ученики называют группы, учитель вывешивает карточки с названиями групп:

  • Мхи
  • Папоротники
  • Хвойные
  • Цветковые

- Приведите примеры на каждую группу растений.

- Чем лиственные растения отличаются от хвойных растений?

- Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою? (Лиственница.)

Учитель показывает рисунок дерева.

Рисунок 5

Сообщение ученика о лиственнице.

Лиственница – королева наших лесов. Это не вечнозелёное дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниёт, а со временем становится твёрже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно.

Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет. До наших дней сохранилась башня Якутской крепости, которую построили 300 лет назад.

Якутские мастера изготавливают из лиственницы и посуду.

3. Составьте предложение из слов, записанных на карточках, и объясните написание пропущенных букв.

Даны карточки:

1 уровень. Задание. Начинайте составлять предложения с подчёркнутых слов, по схеме.

З-лёные, ели, к-лючие, выгнули, ветки.

- Какие? Что? Что сделали? Какие? Что?

В-рш-ны, св-и, развесили, сосны, иглистые.

- Что? Что сделали? Чьи? Какие? Что?

2 уровень. Задание. Составьте предложения, начиная с подчеркнутых слов.

В-рш-ны, св-и, развесили, сосны, иглистые. З-лёные, ели, к-лючие, выгнули, ветки.

3 уровень. Задание. Составьте предложения из данных слов.

В-рш-ны, св-и, развесили, сосны, иглистые. З-лёные, ели, к-лючие, выгнули, ветки.

- О каких растениях идёт речь в этих предложениях? (Ель, сосна.)

Рисунок 6

- К какой группе растений относятся ель и сосна?

- Какую пользу приносят людям хвойные растения?

- Какие задачи реализовали на этом этапе урока?

7. Физкультурная минутка.

(Ребята повторяют движения.)

Я иду по полю, а в руке сачок.
Он такой голубой.
От него не спрячется и червячок,
И никто другой.

Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга догоняли.
Догнали, обнялись и дальше побежали.

8. Домашнее задание.

- Стоит ли ловить бабочек, стрекоз? Рвать луговые цветы для букетов?

- Почему?

- Давайте вспомним правила друзей природы.

Дети выходят к доске берут рисунок с правилом, который нарисовали к уроку и рассказывают.

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Правила:

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
  2. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  3. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим природе.

- Какую помощь учащиеся третьих классов могут оказать растениям?

(Сажать деревья, работать в теплицах и на пришкольном участке…)

- Отройте учебник, домашнее упражнение № 272. Прочитайте текст.

- Какой отряд создали ребята? (Зеленый наряд Отчизны.)

- Объясните его название.

- Какое задание вы дали бы к этому упражнению.

Домашнее задание № 272.

9. Самостоятельная работа.

У каждого ученика карточки с заданием и открытка с изображением растения, описанием этого растения . Ученики работают на карточке. После выполненного задания дети читают о растениях.

1 уровень (слабоуспевающие дети). Задание:

Рисунок 10

  1. Вставить пропущенные гласные.
  2. Придумайте предложения со словами, обозначающими растения.
  3. К слову тр-ва подобрать проверочные слова двумя способами.

2 уровень. Задание:

  1. Вставить подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст.
  2. Вставить пропущенные буквы.
  3. Озаглавить текст.

Х_р_шо летом в л_су! Стройными р_дами ст_ят белые _________. В густой тр_ве кр_снеет душистая__________. К_ренастый _____ раскинул свои кр_сивые________. Вдоль опушки растут пышные __________. Х_р_ши маленькие л_сные кр_савицы!

Вышел из леса и попал на луг. Сколько цв_тов! По з_лёному лугу б_леют_______, ж_лтеют________, с_неет мышиный _________. А выше всех- лиловые __________. Вдалеке виднеется____________ поле. ________ украшает нашу жизнь. Она н_сёт нам много радости.

Слова: з_мляника, б_рёзки, ветви, ёлочки, дуб, ромашки, одуванчики, колокольчики, г_рошек, природа, пш_ничное.

После выполнения самостоятельной работы, дети рассказывают о растениях, которых прочитали.

Рисунок 11

- Что за растения у вас?

- Что вы о нем узнали?

После беседы о растениях дети подводят итог этого этапа урока.

10. Итог урока.

- Да, огромный и разнообразный мир растений. И каждое деревце, каждый цветочек и маленькая травинка ждёт от вас помощи. Помните об этом!

Ученик читает стихотворение.

Любите, родную природу!
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Понравился вам урок?

- На каком этапе урока вам было интересно?

- Все ли задачи, поставленные вначале урока, мы реализовали?

- А значит, мы достигли цели нашего урока. Вы молодцы!

- Давайте оценим себя. На полях нарисуйте ромашку:

  • из 5 лепестков, если вы написали аккуратно, чисто, без исправлений и ошибок;
  • из 4 лепестков, если есть исправления, но аккуратно написано;
  • из 3 лепестков, если работа небрежная…

- А теперь разукрасим ромашку.

- Кому было легко на уроке, без проблем справились со всеми заданиями, знали ответы на все вопросы, вы были активны на уроке – ваша ромашка жёлтая.

- Если были небольшие трудности, у вашей жёлтой ромашки один лепесток – синий.

- Если «трудно», «проблемно», «непонятно» ваша ромашка синяя.

- На вашу ромашку упала капля дождя, (дети хлопают один раз), упали две капли дождя, (дети хлопают два раза), три капли…пошёл сильный дождик, (дети хлопают).

Вот на этой оптимистической ноте закончим наш урок. Спасибо всем!