Открытый урок в 3-м классе по теме "Начало зимы в произведениях А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Показать картину первого снега, созданную поэтом.
  2. Развивать речь и творческое воображение учащихся.
  3. Формировать навык выразительного чтения.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту, помочь почувствовать радость наступления зимы.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Технология:

  • проблемная;
  • здоровьесберегающая;
  • гуманно-личностная.

Оборудование:

  • рисунок окна;
  • репродукция картины А. Пластова «Первый снег»;
  • портрет А.С. Пушкина;
  • учебник, ТСО.

Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения (4 – 5 человек).

3. Подготовительная работа.

На доске висит нарисованное окно. Оно закрыто.

- Что же загадочное ждет нас, если мы откроем окно? (Ответы детей.)

Учитель открывает окно, дети читают слово «красота».

- Что такое красота? (Ответы детей.)

- В «Толковом словаре» дается лексическое значение этого слова. Прочитаем его: «Совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору и слуху».

- Что же в жизни мы видели красивого, над чем наблюдали? (Ответы детей.)

- А можем мы наблюдать за красивыми поступками, общением друг с другом? (Ответы детей.)

- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек, видит, изумляется и начинает создавать новую красоту, совершать красивые поступки.

Я загадаю загадку.

Что красивого заметите вы в ней.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

(Ответы детей.)

- Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «Зима»? (Белый снег, пурга, мороз, стужа, серебристый иней и т.д.)

- Мы понаблюдаем за красотой зимы на уроках литературного чтения.

- Кто видел, как шел первый снег? (Ответы детей.)

- Давайте на несколько минут превратимся в белых мух и потанцуем танец снежинок.

(Дети танцуют под музыку. Физкультурная минутка.)

- Чем пахнет снег? (Холодом, зимой, свежестью.)

- Человек видит первый снег. Что он чувствует? Почему? А как это показал художник Аркадий Александрович Пластов в своей картине «Первый снег»?

4. Беседа по картине.

  • Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
  • Что они увидели на улице?
  • Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
  • Что выражает ее лицо?
  • Чему она радуется?
  • Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь делать?
  • Кого мы еще видим на картине?
  • Какие это птицы?
  • Почему зимой веселее, чем в ненастную осеннюю погоду?
  • Какое настроение картина создает у вас?

5. Работа с произведениями А.С. Пушкина.

- Многие поэты рады первому снегу и посвятили ему свои стихотворения. И конечно, наш любимый поэт А.С. Пушкин.

Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чем я буду рассказывать. Итак, начинаем.

«Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото лемма. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту картину. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнули ставни. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер с севера. Он всегда приносит снега, приводит с собой зиму.

Заснул поэт поздно. И проснулся поздно… Он открыл глаза… В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окну. Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Пушкин? Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу. Вам нравится эта картина? Видя такую красоту, Пушкин продолжил писать роман «Евгений Онегин». Я вам сейчас прочитаю отрывок из этого романа.

(Чтение стихотворения учителем.)

  • Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения?
  • Найдите в тексте непонятные слова? (Куртины – цветочные грядки.)
  • Объясните, почему в предложении «Зимы ждала, ждала природа…» глагол «ждала» повторяется дважды?
  • Когда выпал первый снег?
  • Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно?

Работа над выразительным чтением (расстановка пауз).

Чтение стихотворения учащимися (2-3 человека).

6. Физкультурная минутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

7. Работа с книгой.

Чтение стихотворения «Опрятней модного паркета…» в режиме жужжащего чтения.

  • Какое настроение создается этим стихотворением?
  • Что развеселило вас особенно?
  • Почему гусь скользил и падал?
  • С чем сравнивает поэт гладь реки? (С модным паркетом, как бы начищена до блеска, даже гусь не понял, что это лед.)
  • С чем сравнивается первый снег? (Со звездами. (Снег падает сухой. Он блестит и искрится.))
  • Почему поэт говорит о мальчишках «радостный народ»? (Они рады зиме, веселые, оживленные, в движении.)

Чтение стихотворение учащимися (2 – 3 человека).

8. Итог урока.

  • О чем говорили на уроке?
  • Нравится вам зима?

9. Домашнее задание: стр. 70 – 71, одно стихотворение наизусть.