Технологии сотрудничества классного руководителя с родителями в начальном образовании

Разделы: Работа с родителями


Сегодня технологии обучения и воспитания достигли такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку независимо от возраста. Но волнует: не столько чему учить и зачем учить, сколько как учить. Вопросы «чему учить?», «зачем учить?» и вопрос «как учить результативно?» привели ученых к попытке технологизировать учебный процесс, т.е. превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом – в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

2008год в России - год семьи. Одним из направлений воспитательной системы класса «Любовь и доброта поможет нам всегда», разработанной мною, является - семья. (см. Приложение) Считаю, что сотрудничество и взаимодействие педагогического, ученического и родительского сообществ – важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь и подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье.

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Технологии сотрудничества классного руководителя с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские собрания;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и родителей;

- открытые внеклассные мероприятия (дни открытых дверей);

- помощь в организации проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;

- шефская, спонсорская помощь;

- практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников;

- телефон доверия – разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы;

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; совместные праздники, конкурсы, смотры.

Участие родителей в управлении и проведении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей в работе родительского комитета.

Одной из главных и наиболее распространенных форм является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими;

- итоговыми;

- общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей.

Также одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета.

Таким образом, классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся в классе. Исходя из выше изложенного, хочется отметить, что классный руководитель и родители - вместе могут помочь детям общаться правильно, если позитивное отношение к ним будет включать: принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства.