Стихотворения русских поэтов XX века о родной природе

Разделы: Литература


Цель: формирование понимания лирических стихотворений о природе, анализируя произведения русских поэтов XX века.

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством поэтов XX века.
  2. Развивать навык выразительного чтения, навык литературного творчества в написании лирических стихотворений о родном крае.
  3. Воспитывать у учащихся чувство любви и гордости к малой Родине.

Оборудование:

  • репродукции пейзажей А.Саврасова, И.Левитана, Нестерова;
  • классическая музыка Чайковского «Времена года»;
  • фонограмма песни о малой Родине «Воскресенским село называется» (слова и музыка Резниченко И.В.);
  • выставка рисунков, раздаточный материал – карточки;
  • презентация к уроку учителя «Тихая Моя Родина» (см. Приложение 1);
  • презентация учащихся «Мой край родной» (см. Приложение 2).

Методические приемы:

  • выразительное чтение и анализ стихотворений;
  • рассказ учителя с элементами беседы;
  • защита презентации;
  • тестирование.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, любите ли вы читать стихи о природе?

- Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?

- Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты. (Внимание обращается к репродукциям картин известных художников.)

- Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями. Как же подобное происходит в поэзии? Мы попытаемся сегодня в этом разобраться.

Звучит музыка. Тема . Цель и задачи урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

а) Три варианта (карточки).

Задание 1.

Вспомните известные вам художественные произведения, в которых воспевается красота родной природы. Напишите название и автора этих произведений (не менее пяти примеров) ___________________________.

Задание 2.

Вспомните картины русских художников, на которых изображены пейзажи. Напишите название картин и фамилию художника (не менее пяти примеров) ___________________________.

Задание 3.

Вспомните музыкальные произведения о природе, о России, о Родине. Напишите название и фамилию композитора (не менее пяти примеров)   ___________________________.

б) Попытайтесь сейчас с закрытыми глазами представить себе пейзаж, который описывает поэт в стихотворении, которое будет звучать. Расскажите о чувствах, которые они у вас вызывают. Н. Рубцов «Тихая моя родина».

4. Анализ стихотворений русских поэтов XX века о родной природе.

а) Н. Рубцов «Тихая моя родина».

- О чем это стихотворение? О какой поре жизни вспоминает герой?

- Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

Найдите в словаре значения слов «погост», «обитель». Какое значение слова «обитель» использовано в стихотворении? К какому стилю относятся эти слова? С какой целью автор использует элементы высокой лексики?

Погост – кладбище, обычно сельское.

Обитель – 1. То же, что монастырь. -2. Место, где кто-то живет, жилище.

Шайтанов замечает, что «Рубцов ощущает природу как тайну и часто описывает ее с радостным или трогательным одушевлением».

- С каким чувством, по вашему мнению, описывает поэт природу в стихотворении «Тихая моя родина»?

- Какой изображается природа в этом стихотворении – как тайна или иначе? Поясните свой ответ.

А.Г. Вампеев пишет о стихотворении Н.М. Рубцова: «Тихая » у поэта значит самое дорогое и важное в жизни».

- Какой предстает родина в стихотворении «Тихая моя родина»?

- Какие художественно-выразительные средства используются Н.Рубцовым? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения ... примеры.)

Повторение теории литературы. Художественно-выразительные средства.

- В вашей жизни есть такая тихая родина? Расскажите об этом – презентация «Мой край родной».

б) Индивидуально-дифференцированные задания по стихотворению.

Карточка 1.

В стихотворении М. Н. М.Рубцова «Тихая моя родина» определите стихотворный размер и вид рифмы (парная, перекрестная, опоясывающая). Нарисуйте схему ударных слогов.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Карточка 2.

Прочитайте отрывок, какой синтаксический приём использует автор?

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать – Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Карточка 3.

Прочитайте последние строчки из стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя родина». Как вы понимаете их? Объяснение напишите.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

в) Проверка домашнего задания.

«Моя малая Родина» – защита творческой группы презентации к уроку. (см. Приложение 2)

Учитель: Это слово по-особому дорого всем нам. Природа, дом, близкие люди, родная улица детства – вот что всплывает в памяти у каждого из нас при слове «Родина».

- Что же является для вас малой Родиной?

Чтение стихотворений собственного сочинения о нашем крае, например:

О, Волга! На высоком берегу
Здесь родилась я и живу.
Здесь дивный берег, чудный лес.
И много дивных здесь чудес.

Поют ночами соловьи,
Поют о жизни, о любви.
И если далеко я буду,
Тебя, родимый край, я не забуду

Учитель: Да, о нашем селе сложены песни, написаны стихотворения, нарисованы картины местными художниками.

(Звучит песня о родном крае «Воскресенским село называется» слова и музыка Резниченко И.В.)

Учащиеся: Мы любим своё село, гордимся им, ведь здесь мы родились, живём и заботимся о своём крае, его красотах и достопримечательностях. На что бы ни направили мы свой взор, во всём мы видим печать труда человека. Это его заслуга, значит заслуга наших родных и близких. Именно они сделали наше село таким красивым.

г) «Топи да болота...» Сергей Есенин.

- Выразительное чтение стихотворения. Определите основную тему стихотворения. (Описание забытого, родного края.)

- Какие неологизмы использует поэт? (Взвенивает лес, тенькает синица, слухают ракиты, посвист ветряной.)

- Как они помогают передать переживания лирического героя?

- Найдите в стихотворении эпитеты, олицетворения, метафоры.

А.Н.Семенов отмечает, что «ранние стихи Есенина насыщены звуками, запахами, красками».

- Какое впечатление произвели на вас стихи С. А. Есенина?

- Почувствовали ли вы звуки, запахи, краски в стихотворении Есенина «Топи да болота...»? Приведите примеры.

Савченко пишет: «Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы – дети единой матери Природы».

- Есть ли в стихотворении С. А. Есенина «Топи да болота...» прием одушевления?

- Как вы поняли, в чем состоит особенность восприятия мира поэтом?

- Какое чувство выражено восклицанием: Край ты мой забытый! Край ты мой родной!?

д) Ф. Сологуб «Забелелся туман над рекой».

- Выразительное чтение стихотворения.

- Перескажите в прозе содержание стихотворения.

- Какое настроение передаёт автор с помощью пейзажа?

- Есть ли в этом стихотворении художественно-выразительные средства? (Нет.)

- За счёт чего же тогда достигается поэтическая выразительность? (Ритм, описание настроения.)

- Определите размер стихотворения и схему рифмовки.

е) Николай Заболоцкий «Я воспитан природой суровой».

- Выразительное чтение стихотворения.

- Какова главная мысль стихотворения? О каком времени года идёт речь?

- Какой природе противопоставлено то, что описывается?

Н.А. Заболоцкий пишет о гармонии в природе.

- Определите лексическое значение слова гармония.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется гармония в стихотворении «Я воспитан природой суровой. »? (Заболоцкий вглядывается в этот мир и залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости видит в единстве человека и природы.)

- Говорится ли в стихотворении Н.А. Заболоцкого о единстве человека и природы?

- Как вы думаете, объясняется ли связь между единством человека и природы и бессмертием и красотой, вдохновлением и мудростью последней строчкой стихотворения: «думал я думу Беспредельных полей и дубрав»?

ж) Стихотворение Валерия Брюсова «Первый снег».

Прочитать самостоятельно. О чём оно?

5. Итог урока.

Цицерон говорил: «Творения природы совершеннее творений искусства.»

- Как вы считаете, в стихотворениях поэтов ХХ века природа просто копируется или описывается как-то иначе?

- Что, на ваш взгляд, совершеннее – творение природы или творение искусства? или это самоценные явления?

Поразмышляйте над этим и поясните свою точку зрения.

- В чем вам видится величие природы? Как передано величие природы в стихотворениях В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова? В картинах великих художников.

6. Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение на выбор.
  2. Определить размер одного из стихотворений, составить рифмовки.
  3. Написать стихотворение о родном крае.