Интегрированный урок-викторина по теме: "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

Разделы: Математика


Цель: закрепление и обобщение знаний по истории и математике по темам «История нашей страны древнейшего периода», «Умножение и деление многозначных чисел на целое число».

Задачи:

  • закрепить знания учащихся по темам; повторить с учащимися счет лет в истории; выявить уровень знаний римских цифр, определения века по дате, умения умножать и делить многозначные числа на целые;
  • способствовать развитию познавательных способностей, внимания, памяти, мышления; развивать творческую и познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной работы; формировать умения сравнивать, обобщать, давать полные ответы;
  • поддерживать интерес обучающихся к математике и истории.
  • создать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: интегрированный.

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, ребусы.

Элементы технологий: обучение в сотрудничестве (групповая форма работы), элемент технологии критическое чтение через чтение и письмо (приём «Кластер»).

Методы обучения: творческий, поисковый, продуктивный, репродуктивный.

Оргмомент (обучающиеся до урока разделены на 2 группы)

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём!

– Звонок пригласил нас на урок. Какие знания мы получим на этом занятии? При каких условиях это возможно?

Учитель истории. Сегодня у нас пройдёт необычный урок-викторина. Знания по математике помогут нам решить исторические задачи, мы узнаем с помощью математики новое из жизни наших предков.

Учитель математики. У нас с вами получилось 2 команды. Одну команду назовём «Историками», вторую «Математиками». На уроке у нас присутствуют гости, мы их попросим быть строгим жюри, оценить вашу работу на уроке. За правильный ответ жюри будет ставить 1 балл.

Учитель истории. Итак, первый конкурс – разминка.

1 конкурс «Разминка»

  • Точное календарное значение. (Дата)
  • Промежуток времени в сто лет. (Век)
  • В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
  • Как называется результат сложения? (Сумма)
  • Старинный танец, который танцевали славяне, взявшись за руки в круг с песнями и музыкой. (Хоровод)
  • Деревянное или каменное изображение языческих богов. (Идол)
  • Перечислите известные вам геометрические фигуры.
  • Что означает цифра 2 в числе 12? (Единицы)
  • Воин, который следит за приближением врагов. (Дозорный)
  • Сбор дани князем. (Полюдье)
  • Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)
  • Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты и что, тем не менее, можно измерить? (Возраст)
  • Боевой топор. (Секира)
  • Что такое бортничество? (Сбор мёда диких пчёл)
  • Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом? (За-дача)
  • Сколько часов в сутках? (24)
  • Как звали князя, который пострадал из-за своей жадности. (Игорь)
  • Полностью зависимый от хозяина человек, раб. (Холоп)
  • Сумка для стрел. (Колчан)
  • Столица Киевской Руси в 9 веке. (Киев)

2 конкурс «Уха»

Учитель математики. Ребята, вы рыбу ловить любите? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы «рыбок», одна рыбка будет «золотая».

1. Выразите в веках 600 лет.
2. Выразите в веках 1800 лет.
3. Выразите в веках 3000 лет.
4. 892
5. Определите век по дате? XVI
6. 988

3 конкурс «Историко-математические задачки»

Учитель истории. Перечислите основные занятия восточных славян. Урожай чего для славян был главным? – пшеницы. А почему? Какие изделия из пшеницы известны до сих пор?

Учитель математики. Давайте решим по задачке (на карточках).

1. Давайте подсчитаем высоту колосьев пшеницы/
Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
Решение: 1 вершок – 44 мм
9 вершков х 3 месяца = 44 мм х 27 вершков = 11 88 мм = 1 м 188 мм = 1 м 18 см 8 мм

Переведите в метры

2. Посадил мужик поле репы. За четыре раза он перевёз 6240 кг. Сколько репы перевезёт мужик за 6 раз?

6240 : 4 = 1560 кг = 1 кг 560 г
1560 * 6 = 9160 кг = 9 кг 360 г

4 тур «Ребусы»

Устно для обеих команд 3 ребуса по истории, 3 – по математике.

Задачка.

Дети собрали осенний букет. В нём было 5 кленовых, 4 дубовых, 3 берёзовых и 2 осиных листочка. Со скольких разных деревьев были собраны листочки? ( с 4 деревьев)

Физкультминутка – «Разомнёмся и подумаем»

Составление кластера

– Сколько дней длится зима?
– У нас на доске деревья – листочков на них нет. Ваша задача нарядить дерево. Каждый ученик пишет по одному слову, относящемуся к истории или математике, выходит к доске и приклеивает его на дерево знаний.

5 конкурс «Собрать пословицы»

Учитель математики. Собрать пословицы и объяснить, какие виды ремесел упоминаются в пословицах:

  • Куй железо пока горячо.
  • Мельник богат шумом.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Не топор тешит, а плотник.
  • Какова пряха, такова и рубаха.
  • Один день год кормит.

6 конкурс «Построить дом»

Учитель истории. Какое ремесло было самым почётным?
Что делал плотник? В нашей школе мальчики обучаются на уроках столярного дела, мальчики вашего класса тоже обучаются этому делу.
Что для славян было самым важным? Строительство избы.

Задание: построить избу – собрать мозаику и назвать геометрические фигуры.

7 конкурс «Поставьте на Ленте времени даты»

988, 874, 2005, 1956, 2007

8 конкурс «Согласны ли вы с утверждением?»

  • Князь Игорь умер, потому что был очень старый. (Нет)
  • 7 * 9 = 63 (Нет)
  • История – это наука о числах, величинах. (Нет)
  • 6 * 8 = 58 (Да)
  • 10 : 10 = 1 (Да)
  • Домовой, водяной, леший – это Боги? (Нет)
  • 8 * 9 = 56 (Нет)
  • Крест – символ православия. (Да)
  • 1000 – 1000 = 1 (Нет)
  • Илья Муромец, Святогор – земледельцы. (Нет)

9 конкурс «Определи век по дате»

892
1594
988
2007
1800
1652
1600
1901

10 конкурс «Кто вперёд составит слово?»

Учитель истории. Отвечаете на вопросы на карточках, при правильном ответе, карточку переворачиваете, если вы ответите правильно, то сможете прочитать слово?

  • В каком веке мы живём? (20, 21, 22) м1
  • Как называется учебное время между каникулами? (тайм, четверть, период).о2
  • Как звали самого жадного князя? (Рюрик, Олег, Игорь) л 3
  • Как звали женщину княгиню, которая отомстила за смерть своего мужа? (Ольга, Ирина, Анна) о 1
  • Сколько лет в веке? (10, 100, 1000) д 2
  • Сколько дней в году? (364, 366, 345) ц 1
  • 7 ц = ? (70 кг, 700 кг, 7000 кг) ы2

Ответ: МОЛОДЦЫ.

Рефлексия

– Ребята вам было интересно на уроке?

– Какое у вас настроение после урока?

– Знания каких предметов пригодились вам при ответе на вопросы?

Подведение итогов за урок – слово предоставляется гостям.

Домашнее задание детям.