Конспект урока внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Научить навыкам анализа художественного произведения, выражать собственное мнение в устной и письменной форме.
  2. Воспитывать непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности.
  3. Развивать навыки выразительного чтения, умение мыслить, оценивать. Привить интерес к чтению.

Оборудование:

Проектор, выставка книг, акварель, кисточки, альбомные листы, ручки, тетради.

Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин.
2. Введение в тему:
– Верите ли вы в волшебство?
–Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у рыбки?
– А вот сегодня узнаем, что об этом думает великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Мы поработаем над его “Сказкой о рыбаке и рыбке”. Дома вы должны были прочитать эту сказку.
портрет А.С.Пушкина 2 мин.
3. Постановка проблемного вопроса:
– Послушайте начало сказки.
– Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку?
– Как вы думаете, хорошо ли быть жадной?
– К чему же приводит жадность? Давайте посмотрим.
Запись, видео

жадная

5 мин.
4. Работа над текстом:
– Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа: Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят всё взять только себе. Таких людей называют “корыстолюбивые”.
– Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива? Почему?
– Старуха получила корыто. Какие желания исполнила рыбка после этого?
– Кем стала старуха с помощью рыбки?
– Знаете ли вы, кто такая дворянка?
Словарная работа: В давние времена богатых людей называли дворянами. Дворянка-это женщина, у которой много богатства, много денег, много слуг.
Чтение отрывка.
– Смотрите, как красиво одета старуха. Она в самой дорогой красивой одежде. В народе говорят: одежда красит человека. Всегда ли так?
– Красит ли старуху её одежда? Почему?
– А.С.Пушкин называет её старухой. Почему старуха, а не старушка?
– Как старуха относилась к старику и слугам?
Просмотр видео.
– Какой стала старуха, когда стала богатой? -Кем потом стала старуха?
– Кто такая царица? Какой должна быть царица?
– Может ли старуха стать царицей? Почему?
– Мы нарисовали словесный портрет старухи. Какая она? (жадная, корыстолюбивая, злая, жестокая, грубая, глупая, капризная).
– Нравится она вам?
 

Рисунок у корыта

 

Корыстолюбивая

 

Словарная работа
Рисунок

дворянки

Видео Злая, жестокая, грубая

Глупая

Портрет старухи

15 мин.
5. Практическая работа, решение проблемы:
– Давайте мы проследим, как отвечает море на капризы старухи. Как меняется море в ходе сказки? Найдите в тексте описания моря.
– Теперь нарисуем то, как меняется море.
Дети рисуют.
– А как вы думаете, почему меняется море? (Чем больше старуха просит, тем сильнее сердится море).
– Каким стало море, когда старик пришел передать последний каприз старухи?
Просмотр видео.
–Отчего море стало таким?
– Рыба рассердилась и решила проучить старуху. Как рыба проучила старуху?
– К чему же приводит жадность?
– Прочитайте пословицы.
– Чему учит нас эта сказка?
– Вы хотите быть похожими на эту старуху?
 

Море

Рисунки детей

 

Видео

Старуха у разбитого корыта

Пословицы

10 мин.
6. Творческая работа учащихся:
– Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Напишите об этом. Начните так “Однажды я поймал золотую рыбку...”
Чтение детьми сочинений. Вывод.
  10 мин.
7. Итог урока:
– Понравился ли вам урок?
– Что больше понравилось?
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Кого из ребят вы хотели бы похвалить?
А.С.Пушкин написал много интересных сказок...
Выставка книг.
– Найдите эти сказки. Одолжите в библиотеке. Читайте. В конце года будет викторина по сказкам Пушкина.
Домашнее задание: Прочитать сказки А.С.Пушкина. Нарисовать понравившийся эпизод из “Сказки о рыбаке и рыбке”.
Выставление оценок.
  2 мин.