Тип урока: урок-практикум.
Форма: работа в группах.
Цель: обобщить и закрепить полученные знания (сведения о географическом положении, рельефе, пограничных государствах, внутренних водах своей страны).
Задачи:
- закрепить навыки работы с различными источниками географической информации;
- развить умение работы в группе (распределение ролей, хронометраж, устное выступление, организация работы по алгоритму и т.д.);
- привить чувство гордости и любви к своей стране;
- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
- формирование познавательной активности учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- определять по картам местоположение объектов;
- показывать на карте географические объекты;
- работать с дополнительной литературой;
- работать по алгоритму.
Организация работы
Учитель читает стихотворение «Верность» (В. Троицкого)
Иду по Лондону российскою походкою,
Иду по Лондону, но песен не пою,
Уже ль в Британию считать своей находкою?
Пожалуй, нет – Россию я люблю.Здесь хорошо: тут крымская природа,
Дыхание Гольфстрима узнаю
Хоть не прошла на заграницу мода,
Мне все равно – Россию я люблю.На Пиккадилли хиппи я снимаю,
На Трафальгарской голубей кормлю,
И в мрачный Тауэр свой взгляд вонзаю,
Плывя по Темзе – я Неву люблю.Биг Бен, не сватайся ты к Спасской башне,
Я за тебя ее не отдаю,
Она не хочет королевских шашней
И шепчет мне: « Россию я люблю!»У нас при переходе – взгляд налево,
А с полдороги – вправо я смотрю,
А тут… чуть под авто – вот это дело…
Нет, господа, Россию я люблю.Нам не c руки по левой стежке бегать,
Ты вправо правишь? – Вправо я рулю,
Не по секрету – всем хочу поведать:
Россию, Православие люблю.Пускай ты крестишь лоб слева направо,
Справа налево я его крещу,
Хвала Создателю и Спасу – слава!
Его, тебя, Россию, я люблю!
I этап:
Распределение по группам (4 группы) инструктаж,
Каждая группа получает:
а) свою тему:
1 группа: Географическое положение России
2 группа: Моря омывающие Россию
3 группа: Объекты суши
4 группа: Внутренние воды России
б) набор докладов и сообщений по объектам из
списка (См. Приложение 1)
в) работа по алгоритму (инструкция прилагается к
каждой группе). См. Приложение
2.
г) уникальные географические объекты России. См. Приложение 3.
II этап:
Заполнение листа «Уникальные географические объекты России» и обозначение объектов на стенной карте (учащиеся используют двусторонний скотч и значки-символы, приготовленные учителем, для каждой группы).
III этап:
Обсуждение, подготовка устного ответа
IV этап:
Выступление от каждой группы по одному человеку.
По ходу 4 этапа учителем оформляется доска (на магнитной доске вывешиваются таблички с названием пунктов плана (название групп)).
Оформление доски
V этап:
Подведение итогов: мини-аукцион «Назовите предметы, символы, объекты, с которыми, по вашему мнению, ассоциируется Россия?».
- ЛАПТИ
- ПУШКИН
- РУССКАЯ БАНЯ
- САМОВАР
- ИВАНУШКА-ДУРАЧОК
- ЦАРЬ-БАТЮШКА
- БАЛАЛАЙКА
- ВОЛГА-МАТУШКА
- МАТРЕШКА
- БЕРЕЗКА и т.д.
Звучит песня Юрия Антонова «Места родные».
Домашнее задание:
– Мы на уроке вместе нашли и охарактеризовали уникальные природные объекты России, поэтому дома, пожалуйста, создайте образ Родины в рисунке.