Урок экономики. "Экономические основы деятельности фирмы"

Разделы: Экономика


Тема урока: Экономические основы деятельности фирмы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: деловая игра «Бизнес».

Цели урока:

  • образовательная: обобщение и систематизация знаний по темам: «Спрос и предложение», «Рынок», «Производство»; «Конкуренция»;
  • развивающая: способствовать формированию развития навыков экономического мышления, умений применять теоретические знания на практике и осуществлять экономические расчеты;
  • воспитательная: способствовать совершенствованию навыков сотрудничества; воспитанию самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений, доброжелательности к другим.

Основные понятия:

производство
продукция
товар
конкуренция
себестоимость
цена
выручка
валовая  прибыль
чистая прибыль
бухгалтерская прибыль
экономическая  прибыль
нормальная прибыль
экономические издержки
налог
рентабельность

Оборудование урока: таблицы: «Ответы на тест», «Проверь себя!», «Зависимость количества обедов от цены», «Подсчет результатов деятельности кафе «___________________»", «Результаты деятельности фирм»; «Экономическое домино»; карточки «Светофор»; калькуляторы; тесты.

Эпиграф к уроку: Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих фон Хайек)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие
2. Проверка отсутствующих.
3. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём деловую игру «Бизнес». Послушайте несколько высказываний о бизнесе:

  • Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть. (Томас Дж. Уотсон)
  • Бизнес – это на самом деле профессия, требующая не меньших знаний и навыков, чем  юриспруденция или медицина, но, кроме того, требующая обладания ещё и деньгами. (Уолтер Бэгхот)
  • Бизнес подобен езде на велосипеде. Либо вы едете вперёд, либо вы падаете. (Джон Д. Райт)
  • Бизнесмен, который не делает ничего, кроме денег, – это худший тип бизнесмена. (Генри Форд)

– Вам понятен их смысл? Вы согласны с данными утверждениями? (Ответы обучающихся)

– Для проведения игры вы разделились на группы по 4-5 человек. Каждая группа – это фирма – кафе. Вы – конкуренты.
Эвин Каннан (1861 – 1935) утверждал: «Экономическая конкуренция  – это не  война, а соперничество в интересах друг друга».
Деятельность фирмы имеет смысл для её владельцев лишь в случае получения им дохода в форме прибыли. Прибыль – одна из основных форм денежных накоплений, главный источник средств для развития самого предприятия  и экономики страны в целом.
Поэтому ваша задача в ходе игры состоит в получении наибольшей прибыли.
Но прежде, чем начать игру,  мы вместе восхитимся вашими знаниями – а для этого проведём опрос с помощью «Светофора»  и  тестирование.

III. Актуализация опорных знаний

Опрос «Светофор»

«Светофор» – это полоска картона, с одной стороны – красная, с другой – зеленая.
При опросе обучающиеся поднимают «Светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный цвет означает «Я не знаю», зеленый сигнал – «Знаю». На отдельном листочке каждый отмечает, сколько раз показал красную карточку.
Один из ребят (по выбору учителя), показавший зеленую карточку, дает ответ.

Опрос по базовым понятиям:

  • Цена
  • Себестоимость
  • Выручка
  • Валовая прибыль
  • Чистая прибыль
  • Налог

По завершению опроса «Светофор» школьники сдают учителю результаты ответов.

Тест (работа в  группе)

Найдите, какое (какие) из перечисленных утверждений является правильным:

1. Чистая прибыль – это:

А)   доход управляющего фирмой;
Б)   доход фирмы от реализации продукции;
В)   выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства;
Г)   выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства, налогов и других обязательных платежей.

2. Чем выручка от реализации продукции отличается от бухгалтерской прибыли:

А)   величиной альтернативных издержек;
Б)   величиной предельных издержек;
В)   величиной явных издержек;
Г)   величиной экономических издержек.

3. Уменьшение какого показателя способствует росту прибыли:

А)   объем реализации;
Б)   цена
В)   рентабельность;
Г)   себестоимость.

4. Выручка – это:

А)   сумма поступлений  из всех источников, полученная физическим лицом;
Б)   разность между доходами, полученными фирмой, и понесенными ею затратами;
В)   сумма поступлений, полученных фирмой от продажи товаров и оказания услуг;
Г)   то же самое что и прибыль фирмы.

5. Цены в рыночной экономике:

А) растут в первую очередь из-за стремления продавцов получить более высокую прибыль;
Б) устанавливаются производителями;
В) определяются потребителями;
Г) меняются в результате взаимодействия спро­са и предложения.

Ответы фиксируются в таблице «Ответы на тест».

Ответы на тест

Название кафе _________________________________

Ф. И. обучающихся № вопроса Ответ
1    
2    
3    
4    
5    

По таблице «Проверь себя!» школьники самостоятельно проверяют ответы на тест и таблица «Ответы на тест» сдаётся учителю.

Проверь себя!

№ вопроса 1 2 3 4 5
Ответ Г В Г В Г

IV. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Деловая игра «Бизнес» даёт великолепную возможность вспомнить, применить на практике, закрепить и расширить знания по темам: «Спрос и предложение», «Рынок», «Производство», «Конкуренция». 
Эта игра моделирует работу конкурирующих фирм, производящих одинаковую продукцию.

Порядок проведения игры:

  • Обучающиеся разделены на группы по четыре-пять человек. Каждая группа – это фирма – кафе.
  • Участники группы определяют название кафе.
  • Владельцы каждого кафе принимают решение об уровне цен по таблице, представленной на доске «Цена обеда», помня, что цель фирмы – получение максимальной прибыли.
  • Ведущий согласно установленной цене сообщает количество обедов.
  • Владельцы кафе производят расчёты в таблице для подсчета результатов.
  • Размер чистой прибыли, полученный в данном месяце, записывают в  сводную таблицу «Результаты деятельности фирм» представленную на доске.
  • Подведение итогов.
  • Анализ результатов деятельности кафе.

V. Деловая игра «Бизнес»

Предлагаемая игра «Бизнес» связана с целым комплексом экономических понятий и законов, относящихся к деятельности фирмы на рынке. В ходе игры приходится вспоминать и о законе спроса, и об эффективности масштаба производства, и о формулах расчёта таких характеристик бизнеса, как себестоимость, выручка, общая и чистая прибыль, налог на прибыль.
Обучающиеся разделены на группы по четыре-пять человек. Они являются конкурентами.
Каждая группа – это фирма – кафе.  Их цель – заработать большую прибыль, так как основной принцип деятельности любой фирмы состоит в стремлении к максимизации прибыли.
У ведущего (учителя) находится таблица «Зависимость количества обедов от цены».
На доске представлен только первый столбец таблицы «Цена обеда».

Зависимость количества обедов от цены

Цена обеда Количество обедов
80.00 1000
85.00 960
90.00 920
95.00 880
100.00 840
105.00 800
110.00 760
115.00 720
120.00 680
125.00 640
130.00 600
135.00 560
140.00 520
145.00 480
150.00 440
155.00 400
160.00 360
165.00 320

Каждая группа, посовещавшись и сохраняя коммерческую тайну,  проставляет цену в таблице для подсчета результатов. Цену можно менять один раз в месяц. В ходе игры владельцы кафе находят оптимальную цену  за обед.

Подсчет результатов деятельности кафе «___________________________»

№ п/п Показатели Ед. изм. Месяц Итого
1 2 3
1 Цена руб.        
2 Количество обедов в месяц шт.        
3 Себестоимость обеда руб.        
4 Выручка в месяц руб.        
5 Общая себестоимость обедов руб.        
6 Общая прибыль руб.        
7 Налог на прибыль руб.        
8 Чистая прибыль руб.        

В зависимости от выбранной  цены ведущий, втайне от других команд, используя данные таблицы «Зависимость количества обедов от цены», сообщает им о количестве обедов в месяц. Затем владельцы кафе подсчитывают чистую прибыль за месяц.
Себестоимость одного обеда в течение всей игры будет  70,00 рублей. Ставка налога на прибыль – 24%.
Результаты каждого месяца записываются  в сводную таблицу «Результаты деятельности фирм», представленную на доске.

Результаты деятельности фирм

Название кафе Месяц Итого
1 2 3 4
Чистая
прибыль
Место Чистая
прибыль
Место Чистая
прибыль
Место Чистая
прибыль
Место Чистая
прибыль
Место
                     
                     
                     
                     
                     

Период времени, охваченный игрой (квартал, полугодие, год), выбирается учителем. По истечении времени подсчитывается чистая прибыль  каждого кафе за весь период работы.
Выигрывает то кафе, которое получило наибольшую сумму чистой прибыли за весь период работы.

Результаты игры обсуждаются по следующим вопросам:

1. Фирма, заработавшая большую прибыль, сообщает, как этого добилась.
2. Фирма, заработавшая меньшую прибыль, анализирует причины отставания.
3. Какие мероприятия вы бы провели, чтобы обогнать конкурентов?

VI. Рефлексия (работа в группах)

«Экономическое домино»

Каждой группе дается набор карточек (на каждой карточке – слово (слова) или знак), из которых нужно составить формулы определения бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, чистой прибыли, выручки, себестоимости.

Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость

Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки

Чистая прибыль = бухгалтерская прибыль – налоги

Выручка  = цена х количество

Себестоимость = стоимость сырья + стоимость материалов + стоимость топлива + стоимость электроэнергии + заработная плата +  амортизационные отчисления + затраты на содержание зданий + затраты на содержание оборудования

VII. Домашнее задание

Задача. Определить себестоимость продукции и выручку, если известна прибыль фирмы – 5000 рублей, норма рентабельности - 25%.

Напишите эссе на тему: «Почему продавцы довольно часто прибегают к следующему методу: «Если Вы приобретете N единиц товара, то получите N+1 единицу по чисто символической цене»?»

VIII. Обратная связь

Карта обратной связи

Отметка  (1 – 5)

себе

                  
учителю                   
С каким настроением
пришёл  
ушёл  
Что понравилось на уроке  
Что не понравилось на уроке