Организация урока с использованием информационных технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


Все давно поняли, что в век технического прогресса учитель не может обойтись только доской и мелом. С раннего возраста современные дети знакомы с компьютером. Большинство наших ребят дома используют своего электронного друга исключительно ради игры. А вот в школе учитель может показать, и дети увидят воочию, что компьютер может быть и помощником в обучении. Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется в начальной школе не только на уроках информатики, но и на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, окружающего мира, трудового обучения.

Самое главное - наличие хорошего обучающего диска. И, несомненно, компетентность учителя, и умение заинтересовать своих учеников.

Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

1. Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы ).

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

  • возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
  • простоту разработки имеющихся программных средств;
  • возможность сочетания разных программных средств;
  • возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;
  • побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки конкретного предмета необходимо определить:

  • какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких
  • дидактических задач;
  • какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  • какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  • как организовать компьютерные занятия.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Что дают такие уроки?

  • повышение мотивации обучения;
  • повышение практической направленности урока;
  • легче и быстрее проверить качество усвоения материала по заданной теме (компьютер сам проверяет и оценивает)
  • решают вопрос накопляемости оценок по предмету: проводится опрос за 5 -10 минут одновременно несколькими учащимися (в зависимости от количества компьютеров) по определенной теме: словарная работа, проверка усвоения табличных случаев сложения и т.д. без использования дополнительных перфокарт, карточек, изготовленных руками учителя, тем самым освобождают время учителя;
  • дети могут найти необходимый дополнительный материал к уроку по теме;

Кроме того, дети сами дети участвуют в разработке игр: "Своя игра", "Как стать миллионером", составленным по определённой тематике, которые в свою очередь широко используются во внеклассной работе.

Например, игра для первоклассников "Как стать миллионером". Материал, подобранный для игры, соответствует возрастным особенностям, знаниям детей, опирается на жизненный опыт детей 7 - 8 лет.

Игру рекомендуется использовать при проведении внеклассных мероприятий. В игре 3 тура, в каждом туре по 15 вопросов.

Презентация.

Рекомендации по работе с презентацией.

  • Перед началом каждого тура кликнуть на нужную строку. Например, ( I тур)
  • Откроется слайд 48, на котором указано задание. Выигрывает тот ученик, который выполнит задание первым.
  • Участник игры, поочередно отвечает на вопросы тура. После каждого ответа нужно кликнуть, появится верный ответ.
  • Если ответ правильный игра продолжается, если нет - кликнуть на изображение "Домик".

"Кто хочет стать юным миллионером?"
Интеллектуальная игра  для учащихся 1 класса.

1 отборочный тур

Расположите в порядке возрастания единицы измерения длины.

  • Сантиметр.
  • Дециметр.
  • Метр.
  • Миллиметр.

Правильный ответ на 1 тур.

  1. Миллиметр.
  2. Сантиметр.
  3. Дециметр.
  4. Метр.

2 отборочный тур

Расположить в порядке увеличения единицы измерения массы.

  • Килограмм.
  • Грамм.
  • Тонна.
  • Центнер.

Правильный ответ на 2 тур.

2) Грамм.

1) Килограмм.

4) Центнер.

3) Тонна.

3 отборочный тур

Расположите овощи и фрукты по порядку по мере их созревания.

  • Огурец.
  • Помидор.
  • Редиска.
  • Яблоко.

Правильный ответ на 3 тур.

3) Редиска.

1) Огурец.

2) Помидор.

4) Яблоко.

1 вопрос

Где не бывает рыбы?

  • В реке.
  • В озере.
  • В ухе.
  • В компоте.

2 вопрос

На что похожа стрекоза?

  • На телевизор.
  • На экскаватор.
  • На вертолёт.
  • На кухонный комбайн.

3 вопрос

На чём летает ведьма?

  • На венике.
  • На швабре.
  • На метле.
  • На пылесосе "Ракета"

4 вопрос

Чем мажут царапины?

  • Зелёнкой.
  • Краснёнкой.
  • Белилкой.
  • Чернилкой.

5 вопрос

Из чего чайник наливает чай?

  • Из краника.
  • Из носика.
  • Из ушка.
  • Из ротика.

6 вопрос

Что должен сделать именинник со свечками на торте?

  • Зажечь.
  • Задуть.
  • Съесть.
  • Повыдёргивать.

7 вопрос

Чем наполнена голова Винни-Пуха?

  • Мозгами.
  • Мякиной.
  • Опилками.
  • Синтепоном.

8 вопрос

Что подарили эльфы Дюймовочке?

  • Корону.
  • Крылышки.
  • Обручальное кольцо.
  • Пропеллер.

9 вопрос

Как называется один из видов съедобных грибов?

  • Волчата.
  • Зайчата.
  • Утята.
  • Лисички.

10 вопрос

Какого цвета не бывает в радуге?

  • Оранжевого.
  • Голубого.
  • Розового.
  • Зелёного.

11 вопрос

Что не указывается в почтовом адресе?

  • Квартира.
  • Улица.
  • Подъезд.
  • Дом.

12 вопрос

В какой из этих шоколадных конфет белая начинка?

  • "Кара-кум"
  • "Пилот"
  • "Ромашка"
  • "Морские"

13 вопрос

С кем обычно дружат гайки?

  • С гвоздиками.
  • С шурупами.
  • С винтиками.
  • С болтиками.

14 вопрос

С кем Незнайка летал на Луну?

  • С Винтиком и Шпунтиком.
  • С инженером Клёпкой.
  • Со Знайкой.
  • С Пончиком.

15 вопрос

Что такое слинки?

  • Сорт сливок.
  • Конфеты-леденцы.
  • Игрушка-пружинка.
  • Маленькие санки.

1 вопрос

Кто такие Том и Джерри?

  • Волк и заяц.
  • Лев и собачка.
  • Дельфин и русалка.
  • Кот и мышь.

2 вопрос

Какое слово рифмуется со словом "киска"?

  • Чашка.
  • Блюдце.
  • Тарелка.
  • Миска.

3 вопрос

Как называется одна из сказок Ш.Перро?

  • "Курочка в серёжках"
  • "Петушок в сапожках"
  • "Кошка в сарафане"
  • "Кот в сапогах"

4 вопрос

Как называется вращающаяся детская игрушка?

  • Волк.
  • Волчок.
  • Волчонок.
  • Волкодав.

5 вопрос

С какой жалобой пришёл к Айболиту Барбос?

  • Меня курица клюнула в нос.
  • Я свой хвост отморозил в мороз.
  • Я несчастный, больной старый пёс.
  • Меня кашель замучил до слёз.

6 вопрос

Чему детей учат в школе?

  • Ходить.
  • Говорить.
  • Проситься на горшок.
  • Читать.

7 вопрос

К чему, согласно народной примете, ласточки летают низко?

  • К дождю.
  • К морозу.
  • К листопаду.
  • К туману.

8 вопрос

О каком подарке мечтал Малыш, друг Карлсона?

  • О велосипеде.
  • О котёнке.
  • О собаке.
  • О фонарике.

9 вопрос

Что есть у подушки, кроме двух брюшек?

  • 4 ушка.
  • 2 глазика.
  • 1 ротик.
  • 3 ножки.

10 вопрос

Кто из перечисленных персонажей был бременским музыкантом?

  • Мартышка.
  • Осёл.
  • Козёл.
  • Косолапый Мишка.

11 вопрос

Какую песенку пела белочка из "Сказки о царе Салтане"?

  • Шумел камыш, деревья гнулись.
  • Во саду ли, в огороде.
  • Ах вы, сени, мои сени.
  • Ой, цветёт калина.

12 вопрос

Какое слово Снежная королева велела Каю сложить из льдинок?

  • Зеркало.
  • Вечность.
  • Снежинка.
  • Величие.

13 вопрос

Как называется средство, прописанное врачом коту Леопольду?

  • Зверобой.
  • Озлобин.
  • Окрысин.
  • Озверин.

14 вопрос

На какой улице жил человек рассеянный?

  • Водоёмной.
  • Бассейной.
  • Озёрной.
  • Речной.

15 вопрос

Кто такие Бандар-Логи, водившиеся в тех самых джунглях, в которых вырос Маугли?

  • Дикие собаки.
  • Обезьяны.
  • Гиены.
  • Крокодилы.

Дополнительные вопросы.

8 вопрос

Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива?

  • Джинн.
  • Три собаки.
  • Двое из ларца.
  • Золотая рыбка.

9 вопрос

  • Что было знаком высшего отличия испанской утки из сказки "Гадкий утёнок?"
  • Яркий хохолок.
  • Красный лоскуток.
  • Колечко на лапке.
  • Бантик на шее.

10 вопрос

Как звали девочку из сказки "Серебряное копытце"?

  • Настёнка.
  • Дарёнка.
  • Анютка.
  • Катюшка.

11 вопрос

Отчего ожила шляпа в рассказе Носова "Живая шляпа"?

  • Её тянули за верёвочку.
  • Под неё положили
  • радиоуправляемую машинку.
  • В неё вставили батарейку.
  • Под неё попал котёнок.

12 вопрос

Кто такая Серая Звёздочка?

  • Лошадь.
  • Утка.
  • Кошка.
  • Жаба.

13 вопрос

Что домовой Кузька называл олелюшечками?

  • Оладьи.
  • Игру в ладушки.
  • Пирожные.
  • Посиделки в компании
  • девочек с именем Оля.

14 вопрос

Какая часть Чеширского кота исчезала последней?

  • Хитрый взгляд.
  • Широкая улыбка.
  • Правое ушко.
  • Кончик хвоста.

15 вопрос

Кто такие хоббиты?

  • Порода слонов.
  • Разбойники из восточных сказок.
  • Сказочные человечки.
  • Комары с длинными хоботками.

Используемая литература.

  1. Загребина Г.В. "Давай устроим праздник", Ярославль, 2002 г.
  2. Узорова О.В. " Все предметы начальной школы в викторинах", Москва, 2002 г.

Желаю успеха!