Урок физики на тему "Путешествие в мир тепловых явлений" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Задачи урока:

  • Обучающие: обеспечить углубление, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающие: способствовать формированию умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний в новую ситуацию, развитие физического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к физике, активности, организованности, умению общаться с окружающими.

Тип урока: урок-путешествие, урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютеры, 3-х цветные карточки с разноуровневой самостоятельной работой, маршрутный лист.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На уроке практикуме по теме: “Тепловые явления” мы обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша, ребята задача: показать свои знания и умения в процессе тестирования по теме и практике, устных упражнений и задач, разноуровневой самостоятельной работы.
Выполнить задания и подвести итог урока вам поможет маршрутный лист “Путешествия в мир тепловых явлений”. Ребятам предлагается заполнить свои данные на маршрутном листе. Рефлексия. Отметьте свое настроение на начало урока (см. Приложение 1).

II. Презентация урока

На интерактивной доске открывается первый слайд, играет музыка, написана  тема урока “Путешествие в мир тепловых явлений»,  затем учитель читает стихи:

– Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело.
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден
– Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!

1. Задание «Д»  маршрута

Построить график движения маршрута (графический диктант на повторение теоретического материала). Ребята используют значки.

 да
–– нет

Верно ли утверждение, определение, свойство?

Вопросы  для  вершины  «Д»

1. Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называют внутренней энергией. (Да)
2. Внутреннюю энергию тела нельзя увеличить, совершая над ним работу. (Нет)
3. Перенос энергии от  более холодного тела к более горячему называют теплопроводностью. (Нет)
4. При теплопроводности вещество не перемещается от одного конца тела к другому. (Да)
5. Конвекция происходит в твердых телах. (Нет)
6. Энергия которую тело отдает или получает при теплопередаче называется количеством теплоты. (Да)
7. Излучение – это вид теплопередачи. (Да)
8. Перенос энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой осуществляют молекулы или другие частицы. (Да)
9. Внутренняя энергия измеряется в Ньютонах. (Нет)
10. Количество теплоты, необходимое для    нагревания тела зависит от рода вещества, массы и от изменения его  температуры. (Да) 

Графический диктант учащиеся проверяют вместе с учителем. Ответ появляется на доске и  учащимся самостоятельно предлагается оценить свою работу.
Полученный график – это маршрут путешествие, его вершины нужно покорить.
Появляется следующий слайд на мониторе.
Вершину “Д” – диктант графический мы с вами уже покорили, следующая вершина “Л”.

2. Задание маршрута вершина «Л»

Среди предложенных заданий найдите “лишнее” (см. Приложение 1).

I вариант

  1. с
  2. F  [H]

II вариант

  1. Q [ Дж]
  1. t [ 0 C]
  1. p [ Па ]

Ответы выводятся на экран (см Презентацию).

3. Задание маршрута вершина «Т»

Предлагается тестовая работа, ответы которой также выводятся на экран  (см. Приложение 1).

1. Какой способ теплопередачи от костра?

А. Излучение.
Б. Теплопроводность.
В. Конвекция

2. Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью?

А. Шерсть.
Б. Железо.
В. Бумага.

3. В каких единицах измеряют количество теплоты?

А.  Н
Б. Дж
В. Па

4. Четыре шарика одинаковой массы нагрели до одной и той же темпера-туры. Какому шарику потребовалось для этого меньше энергии?

А. Оловянному
Б. Стальному
В. Медному

5. Изменится ли температура тела, если оно испускает энергии столько же, сколько поглощает?

А. Тело охладится
Б. Тело нагреется
В. Температура не изменится

4. Задание маршрута  вершина “Г”

Необходимо определить какой тепловой процесс соответствует указанному участку графика (см. Приложение 1, см Презентацию)

Вариант – 1

Вариант – 2

Ответ см. презентацию.

5. Задание маршрута вершина «С»

“С” Разноуровневая самостоятельная работа.
Ребятам предлагается решить задачи с получением соответствующей оценки: текст, написанный на синей карточке  – соответствует оценке “3”; на зеленой – оценке “4”, на красной  – “5” (см Презентацию). Учащиеся сами выбирают вариант и начинают выполнять самостоятельную работу на маршрутном листе.
Ребята проверяют выполнение работы по компьютеру и анализируют свои ошибки, выставляют себе оценки. Объективность выставления оценок учитель проверяет, подводя итог урока.

III. Подведение итогов урока (рефлексия) (см. Приложение 1).

IV. Домашнее задание

Творческая работа. Составление физического кроссворда на тему «Тепловые явления».