Литературная гостиная (3-й класс, система Л.В. Занкова) "Осенний лес глазами поэтов"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Осенний лес глазами поэтов.

Цель занятия: введение маленьких читателей в мир искусства, в мир поэзии.

Задачи занятия:

  • приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, заряжаться эмоциями, сопереживать;
  • познакомить учащихся с различными произведениями об осени, расширить знания детей о поэзии и поэтах;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать умозаключения на основе прочитанного, услышанного;
  • учит подбирать рифму, составлять стихотворения.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями для групп в виде осенних листочков, картинки с изображением дерева с падающими листочками, цветные карандаши.

Форма работы: групповая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Примечание

1. Вступительная беседа – Посмотрите на слайд. О чем сегодня пойдёт речь?
– По каким приметам вы узнали осень?
– Какие чувства вызывает у вас это время года?
– Сегодня мы побываем в осеннем лесу и узнаем, что же чувствовали с наступлением осени русские и зарубежные  поэты.
Презентация. Слайд 1
2. Знакомство с японской поэзией – Прочитайте то, что записано на слайде. Как думаете, что это?

Посадили деревья в  саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
                                  Басё

– Это японская поэзия – хокку, японские трёхстишия. В таком стихотворении весомо каждое слово. Поэт может очень много не только рассказать лишь тремя строчками, но и ещё больше показать своему читателю, разбудив его воображение. Кто автор прочитанного вами хокку?
– Что же вы увидели, читая это произведение?
– Как думаете, почему осенний дождь тихо шепчет?
– Можем ли мы услышать этот шёпот, или он настолько тих, что мы не слышим его? (Шёпот дождя можно услышать, это шум листвы, стук капелек о листики…)
– О чём же шепчет осенний дождь? Расскажите нам то, что вам удалось услышать. (Каждая группа сочиняет мини-рассказ на тему «Что шепчет осенний дождик?»)

 

Презентация. Слайд 2

 

 

 

 

 

Презентация. Слайд 3

3. Знакомство со стихами об осени, их анализ – Осенний дождик пытается ободрить деревья в саду, почему?
– Действительно ли грустят деревья с наступлением осени?
– Предлагаю провести расследование. Каждая группа получит произведение, где вы можете прочитать об осеннем лесе. Попытайтесь уловить настроение не только стихотворения, но и осеннего леса.
(Каждая группа работает со стихотворением. Стихи предлагаются различные. Можно предложить стихи: О. Дриз «Синий дом», А. Пушкина «Осень», Н. Некрасова «Перед дождём», А. Твардовского «Лес осенью» – Приложение А)
После работы дети читают стихотворение,  которое анализировали, высказывают результаты своих наблюдений. Результаты должны получиться разные, так как в одном стихотворении лес тихий, задумчивый, в другом – нарядный, яркий,  в праздничном уборе, в третьем – лес грустный, настороженный, ожидающий приближения зимы, суровых морозов…)
– Давайте прогуляемся по осеннему лесу. (Видеофильм об осени – гиперссылка на слайде)
–  Вы узнали лес, о котором сейчас читали? Зачитайте строки, которые близки тому, что увидели, а, быть может, и услышали.
 

 

 

 

 

Презентация. Слайд 3 (гиперссылка на видеофильм)

4. Сравнительный анализ осеннего леса – Каким же вы увидели осенний лес? Одинаков ли он?
– Почему осенний лес такой разный?
– Какие приметы осени делают лес таким разным? (В ряду с другими приметами дети называют листопад)
– А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чём-то думать?
Презентация. Слайд 4 (гиперссылки на слайды 5, 6)
5. Знакомство с произведением Ф.И.Тютчева «Листья». Анализ стихотворения. – С вами полностью согласен известный русский поэт, который «услышал», о чём думают осенние листочки, о чём они говорят и как. А как вы думаете, что могли рассказать поэту осенние листья?
– Давайте познакомимся с произведением Тютчева. Но вот только налетевший откуда-то осенний ветерок перемешал строки стихотворения. Попробуйте расставить их по своим местам.
(Каждая группа составляет стихотворение из строк и зачитывает свой вариант)
– А теперь проверим свою версию стихотворения. Как же написал об осенних листочках сам автор? (Чтение стихотворения со слайда)
– С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?
– В каких же строчках ярче всего выражено это нетерпение?
– Зачитайте строчки, которые вам больше всего понравились.
– Если бы вы были композитором, какую музыку вы бы выбрали к этому стихотворению? Почему?
– Как думаете, какая судьба ожидает эти листочки?
Презентация. Слайд 4 (гиперссылка на слайд 7)

 

Презентация. Слайд 8

 

 

Презентация. Слайды 9 – 10

6. Завершение урока – Остановить наш разговор хочется строками японского поэта Сико. Прочитайте его хокку (на слайде)

Как я завидую тебе!
Ты высшей красоты достигнешь
И упадёшь, кленовый лист.

– Что хотел рассказать нам  поэт?
– Согласны ли вы с мнением Сико? Почему?
– Дома постарайтесь представить, какова жизнь осенних листочков? Напишите дома сочинение «Путешествие осеннего листочка», своё сочинение желательно оформить, показав настроение  содержания рассказа, стихотворения или сказки, которые у вас получатся.
– А своё настроение, которое у вас сейчас покажите на нашем осеннем пейзаже.
(У каждой группы – изображение осеннего дерева с падающими листочками. Приложение Б. Листочки не закрашены. Учащиеся закрашивают каждый свой листочек, в зависимости от настроения)

Презентация. Слайд 11

 

 

 

Слайды до конца презентации сменяются самостоятельно, показывая осенние пейзажи