Развитие межличностных отношений старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: разработать и внедрить систему активных методов оптимизации межличностного взаимодействия старших дошкольников.

Задачи:

  1. гностические:
    – анализ существующих программ по развитию взаимодействия дошкольников;
    – разработка на основе компилятивного подхода с учетом принципов активных методов обучения технологии, направленной на оптимизацию межличностного взаимодействия старших дошкольников.
  2. практические:
    – реализация на практике разработанной технологии.

Работа проводится с обязательным учетом необходимых принципов.

  1. Принцип ведущего вида деятельности.
    Ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра.
  2. Принцип партнерства.
    Взгляд на ребенка, как на полноправного, значимого для взрослого партнера в условиях сотрудничества.
  3. Принцип активного деятеля.
    Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности ребенка.
  4. Принцип диалогичности общения.
    Он предусматривает равноправное субъект – субъектное взаимодействие взрослого и ребенка при совместном решении познавательных и практических задач.

Направления работы: дети старшего дошкольного возраста и педагоги, работающие с этими детьми.

Работа с детьми

Формы работы Цель использования
Фронтальные занятия Дать детям новые знания
Игры, игры-занятия Закрепление полученных знаний, освоение новых в доступной форме
Развлечения Создание положительного настроя, закрепление и обыгрывание умений
Тренинги Упражнять в проигрывании моделей жизненных ситуаций, формирование и совершенствование навыков общения.

Календарно-тематический план

Месяц Неделя
I II III IV
Ноябрь
Тема: Мир взаимоотношений.
Занятие «Чудесный терем дружбы» Занятие «Позовем сказку» Занятие «Несколько вредных советов» Игра-занятие «И я»
упр-я «Я и другие»
Декабрь
Тема: Настроение эмоции.
Занятие «Цветик-семицветик» Упр-е «Азбука настроения»,
Упр-я на выражение эмоций
Музыкальная игра-занятие «Дружная семья» Занятие «Три характера»,
Этюды на выражение основных эмоций
Январь
Тема: Культура общения.
Занятие «Поищем и найдем волшебные слова»;
Упр-е «Достань слово из корзинки»
Игра-занятие«Пожалуйста!»,
игра-занятие «Пустое место»
Разыгрываниеситуаций; ролевая гимнастика Развлечение «Без друзей не прожить»
Февраль
Тема: Самооценка детей.
Занятие «Чудесный терем дружбы» «Тренинг общения» Игры: «Имя», «Я и другие», «Жмурки с колокольчиками» «Клеевой дождь» Коллективный рисунок «Наш дом»
Март
Тема: Моя семья.
Игра-занятие «Какие цветы ты подарил бы маме?», изготовление сувениров Беседа «Моя семья»,
выставка семейных фотоальбомов
Игра-занятие «Я приду к тебе в гости» Развлечение «Чтобы гости не скучали»
Апрель
Тема: отношения со сверстниками.
Игра-занятие «Мы друзья-товарищи» Игры: «Спина к спине», «Встреча сказочных героев», «Закончи ситуацию», Игра –занятие «Пишущая машинка» Рисунки «Мои друзья»
Май
Тема: мир взаимоотношений.
«Тренинг общения» Игры: «Сказка по кругу», «Клеевой дождь», «Закончи ситуацию». Игра-занятие «Чудесный терем дружбы» Развлечение «Вместе весело шагать!»

Занятия проходятся по 30-35 минут, т.к. участники-дети старшего дошкольного возраста. Время проведения занятия зависит от внимания, интересов и активности детей. Структура тренинга: разминка («разогреть» внимание и интерес ребенка); психогимнастика; упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативная часть; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции; окончание занятия (закрепление положительного эффекта). Тренинги длились в зависимости от самочувствия детей.

Тематический план занятий

тема Кол-во Краткое содержание
1 Мир взаимоотношений 4 Формирование умения адекватно оценивать поступки, знакомство с Теремом дружбы, рассуждения о поступках героев, игра «И я»; использование книги Гр. Остера «Непослушным детям».
2 Настроение, эмоции 3 Загадывание желаний для себя и других, определение настроения другого по внешним признакам, прослушивание музыкальных произведений Кабалевского.
3 Культура общения 2 «Поиск» волшебных слов, взаимодействия с использованием вежливых слов.
4 Уровень самооценки детей 1 Игра с Теремом дружбы, составление рассказов о себе, использование фотографий.
5 Моя семья 3 Моделирование общения продавца с покупателем, изготовление сувениров; беседа о мамах; обыгрывание ситуаций общения хозяина и гостей; беседа о составе семьи.
6 Отношения со сверстниками 2 Составление рассказа о товарище, работа с фотографиями, игра с буквами (на взаимодействие).
7 Мир взаимоотношений 1 Итоговое. Терем дружбы. Составление загадок и рассказов друг о друге (внешний вид, черты характера, поступки).

Тематика развлечений

Тема Краткое содержание
«Без друзей не прожить» Драматизация (сценка о животных).
«Чтобы гости не скучали» Словесные игры, юмористические инсценировки.
«Вместе весело шагать!» Командные игры-эстафеты.

Работа с педагогами 

Формы работы Цель использования
Консультации Дать педагогам психолого-педагогические знания по выбранной теме, вызвать интерес к проблеме.
Проблемный семинар (лекция-диалог, практикум, семинар-практикум) Активное участие педагогов, обыгрывание проблемных ситуаций, повышение профессионального уровня педагогов.
Тренинги Включение в опыт интенсивного общения, релаксация.

Тематический план

Месяц Форма работы Содержание
Ноябрь Консультация Ознакомление с результатами исследования, информация об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста.
Декабрь Тренинг на развитие понимания экспрессий психического состояния личности Упражнения: «Кот это?», «Зеркало», «Телетакт», «Ассоциации».
Январь Лекция-диалог Теоретические основы педагогического общения
Февраль Практикум Психологический микроклимат в группе дошкольников.
Апрель Семинар-практикум (тренинг) Психологическая коррекция общения.