Урок ОБЖ во 2-м классе. Тема: "Огонь - друг или враг человека?"

Разделы: ОБЖ


Учебно-воспитательные задачи урока:

I. Образовательные:

  1. Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;
  2. Расширить представления об огне;
  3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

1. Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент:

1. Сообщение темы и цели урока.

Спички- лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Г. Остер

Конечно, это стихотворение шуточное, но можно ли шутить с огнем?

- К чему могут привести игры с огнем?

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

III. Актуализация заданий.

1. Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа? (о пожарном.)

А как вы догадались? (Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.)

2. Беседа о пожарных.

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Ученик 1.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами.
Гонит холод.
Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Ученик 2.Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Ученик 3.

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает не возможно.

2. Расширение представлений об огне.

  • почему возникают пожары? (если не соблюдают правила пожарной безопасности.)
  • где могут возникнуть пожары? (на земле, в воздухе, на воде.)
  • если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?(01)
  • а что еще нужно сообщить по телефону? (Адрес, фамилию и что горит)
  • а сейчас я загадаю вам загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь (огонь)

  • как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)
  • вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?(Наверное, нет)
  • подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит снами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.

  • что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

V. Физкультминутка. Игра «Не ошибись»

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огнь, спички, 01, бинт.)

(дети выполняют задание.)

Молодцы, с заданием справились.

VI. Закрепление пройденного материала. ( работа в группах.)

1) скороговорки и пословицы.

1. Кто лучше проговорит скороговорку.

  • уголек из печки скок и поджег половичок.
  • шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

  1. Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)
  2. Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)
  3. Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)
  4. Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)

2) вопросы на смекалку.

  1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)
  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  3. У кого язык самый длинный? (у огня)
  4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)
  5. По чему утка плавает? (по воде)
  6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)
  7. Что портится быстрее всего? (настроение)
  8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  9. Что выше дерева и растет? (дым)
  10. Рта нет, а пожирает? (огонь)
  11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)
  12. Что в руке не схватишь? (дым)
  13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)
  14. Что на свете дороже всего? (здоровье)
  15. Что сильнее всех на свете? (вода)
  16. Без чего не может жить человек? (без имени)

3) конкурс частушек

Мы частушки вам поем,
Слушайте внимательно.
Когда пожар приходит в дом-
Беда тут обязательно.

Затопила мама печь,
Захотелось ей прилечь.
В это время Ваня встал
Уголечек в руки взял.

Уголек наш аленький,
А наш Ваня маленький.
Бросил Ваня уголек-
Дым квартиру заволок.

Загорелся наш домина,
Прибыла туда машина,
Поливает дом водой,
А наш Ваня чуть живой.

Что ж ты, Ваня, натворил?
Про огонь ты позабыл.
Мог бы дом сгореть дотла,
Коль машина б не пришла.

VII. Итог урока.

Огонь - наш друг,
Но не всегда.
Бывает от него беда.
Спички тоже брать опасно,
Это всем должно быть ясно.