Литературно-музыкальная гостиная "Живое слово"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Развивать интерес к поэзии;
  2. Воспитывать любовь к поэтическому слову;
  3. Учить видеть мир красоты и самим открывать ее в окружающем мире;
  4. Развивать способность воспринимать различные виды искусства.

Оформление, оборудование:

1) Выставка книг русских поэтов, чьи произведения будут звучать на мероприятии, портреты поэтов.

2) Выставка рисунков детей на тему “Осень”.

3) Репродукции картин:

  • Левитан “ Золотая осень”
  • Остроухов “ Золотая осень”
  • Левитан “ Осенний день. Сокольники”.

4) Эпиграф: “ И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…” А.С.Пушкин.

5) Грамзапись П.И.Чайковский “Времена года” “Октябрь”.

6) Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свеча, цилиндр, перчатки и др.

7) Фортепиано.

Участники салона:

  • дети 3 класса,
  • учителя музыки,
  • родители.

Ход занятия

I. Подготовка к восприятию

Учитель. У меня в руках - шкатулка. Что обычно в ней хранят?

( Драгоценности, документы, то, что очень дорого для человека).

А у меня здесь – “слово”.

Какое оно может быть “СЛОВО”?

Как хорошо вы сейчас сказали, дети.

Слово-дар, драгоценность, которым наделила человека природа.

Что же может человек, обладающий этим даром, даром слова, что же может слово?

(Слово может: растрогать, поддержать, ободрить, успокоить, растревожить, излечить, побудить, спасти, убить,…)

Ученик.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом
Напутствуют и славят, и чернят.

Учитель. Каким же должно быть слово, чтобы оно могло найти ключ к нашей душе, разуму, сердцу, чтобы заставить нас откликнуться на него (Живым).

Именно так мы и назвали наш клуб “Живое слово”. Прочитаем слова З.И. Романовской (“Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введет тебя в мир красоты”.)

Любой ли человек, владеющий словом, может тронуть нашу душу, взволновать нас, заставить думать, размышлять, переживать? (Нет. Это должен быть человек, который умело пользуется даром слова).

А вот это уже - ТАЛАНТ.

Сегодня мы будем наслаждаться поэзией, лирой, лирикой безусловно талантливых людей, которых давно уже нет, а мы до сих пор читаем эти художественные произведения.

Мы специально оставили незанятым место. Место предполагаемого поэта.

Мы не знаем, что он носил на голове цилиндр, шляпу, кепку; писал ли он стихи при свете лампы или свечи. На столе лежит чистый лист бумаги. Как вы думаете, зачем?

Может быть кто-то из вас, тоже будет писать стихи,… и сможет занять это место.

Что же такое лирика, поэзия?

Лира - музыкальный инструмент, под который исполняются стихи, песни.

Лирика - художественное произведение, которое вызывает у нас, читателей гамму чувств, переживаний.

Сегодня мы будем открывать тайны лирических произведений, наслаждаясь красотой поэтического слова.

II. Восприятие

1) Учитель

Октябрь уж наступил…
Уж осень отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей
Дохнул осенний хлад,
Дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
А.С.Пушкин.

2) Осень - удивительное время года. Сколько разных оттенков чувств оно вызывает у нас: от любования и восторга, до уныния и тоски. Никого не оставляет равнодушным эта пора. Писатели, поэты, художники и композиторы посвящают ему свои произведения.

3) Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома “Времена года”. (Учащиеся делятся впечатлениями, говорят о своих ощущениях во время восприятия музыки.)

Подберите к данным репродукциям названия из знакомых произведений об осени.

Дети:

  • “Очей очарованье …”,
  • “Прощальная краса…”,
  • “Природы увяданье…”,
  • “Унылая пора…”,
  • “Лес, точно терем расписной …”

4) На какие два периода мы условно разделили бы всю осень? Учитель загадывает детям загадки:

1.

Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья.

(Выходит Золотая Осень.)

2.

А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно.

(Выходит Осень – поздняя, скучная, мокрая).

2. Дети делятся на две группы: (Те, кто учил стихи о ранней осени, и те, кто учил стихи о поздней осени).

5) Ученица играет этюд (А.Гречанинов).

Какая красивая музыка! Какое стихотворение, по- вашему мнению, схоже по настроению?

Что увидели, когда звучала эта музыка? Что почувствовали?

6) Учитель читает.

“Есть в осени первоначальной…”

Тютчев рисует природу, словно живое существо. Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом от красоты и величия природы.

Кажется, тронь неосторожной рукой, и вся эта красота рассыплется на множество мелких осколков. Это Тютчев.

Поделитесь, какие тайны вы смогли открыть, готовясь к этому салону.

7). Дети читают стихи об осени, разных поэтов, предваряя чтение своими высказываниями, о том, почему выбрали то или другое стихотворение, или о том, что узнали об авторе и его отношении к осени.

Звучат стихи: А.Майков “Осень”

Ученица. Каждый осенний лист был шедевром тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам людям. Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам. (К.Паустовский)

  • А.Майков “Осенние листья”
  • А.Твардовский “Осень”
  • Е.Благинина “Улетают, улетели…”.

Дети исполняют песню. “Скворушка прощается…”. (муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.)

Ученица: А.Пушкин “Унылая пора!”

Лес осенью.

Осень смешала все краски, какие существуют на земле, и нанесла их на холст, на далекие пространства земли и неба. Я видел листву не только золотую, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (К. Паустовский)

  • И.Бунин “Осень”
  • К.Бальмонт “Осень”
  • Ф.Тютчев “Есть в осени первоначальной…”
  • А.Пушкин “Уж небо осенью дышало…”
  • А.Пришелец “Последние листья”
  • С.Есенин “Нивы сжаты…”

8) 9) Учитель

Мы не всегда можем сказать, за что нам нравится то или иное стихотворение. С годами мы открываем в нем что-то новое. Сегодня здесь ваши родители. Послушаем, читают ли они стихи, любят ли поэзию.

10) Родители.

Осень- это не только время года в природе, но и в жизни человека есть пора, которую тоже можно назвать “Осень в жизни”, о закате человеческой жизни, размышление о ходе времени…

Читают стихотворение Д.Самойлова “Перед снегом”.

11) Учителя музыки исполняют романс “И скучно, и грустно…” (М. Лермонтов, А. Гурилев).

III. ИТОГ

12) Учитель. Как бы вы сказали, дети, что такое музыка? (Гармония звуков.)

Что такое лирика? Передаю шкатулку, со словами: “Для меня – это наслаждение словом” …, говорят дети, передавая друг другу шкатулку,…,…. (гармония живых слов).

13) Дети читают слова А.С.Пушкина, эпиграф к салону и объясняют, как они это поняли.

(Поэт-волшебник слова, он словами может не только нарисовать пейзаж, позволить услышать звуки, почувствовать запахи, но и способен рассказать о чувствах, настроении, глубоко тронуть, разбудить душу человека.)