Урок изобразительного искусства, 3-й класс. Тема: "Красавица-зима"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Тип урока: урок изучения нового материала;

Цель урока: знакомство учащихся с техникой монотипия.

Задачи:

Образовательные:

  • научить изображать зимнюю природу в технике монотипия;
  • научить самостоятельно, выбирать изобразительный материал для творческой работы;
  • продолжить формирование умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение моделей деревьев, наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира, последовательно строить их изображения.

Развивающие:

  • продолжить формирование наглядно-образного мышления через эстетическое восприятие и радостное переживание красоты природы;
  • продолжить формирование навыков работы с гуашью.

Воспитательная:

  • продолжить формирование положительного отношения к природе родного края через творчество А.Кыштымова.

Оборудование урока:

  • альбомный лист бумаги (половина листа тонированная),
  • пробник.
  • гуашь,
  • кисть,
  • пластиковый стакан с водой.
  • художественная палитра и стекло (на каждого учащихся).
  • рисунки с изображениями времен года, выполненные в технике монотипия;

рисунок 3,

рисунок 4,

рисунок 5,

рисунок 6,

рисунок 7.

  • портрет хакасского поэта и художника А. Кыштымова, и его иллюстрации к своим стихам

рисунок 1,

рисунок 2).

музыкальное сопровождение: Счастливое детство в мире музыки “Лучшие мелодии для малышей”.

План урока.

  1. Проверка организации рабочих мест.
  2. Беседа по работам А. Кыштымова.
  3. Беседа по работам “Времена года”, выполненным учащимися изостудии в технике монотипия, на стихи А. Кыштымова.
  4. Выполнение упражнений с помощью учителя.
  5. Тренировочные упражнения “Наброски зимних деревьев”.
  6. Самостоятельная работа над рисунком в цвете.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

1.Организационный момент урока.

Проверка организации рабочих мест школьников.

2.Изучение нового материала

Введение в тему

Демонстрация рисунков, декламация стихов А. Кыштымова. (Рисунок 4,рисунок 5.)

Снегопад

От снегопада все оглохло,
Как будто выключили звук.
Исчезли возгласы и вопли,
И храп шагов, и взмахи рук.
На зданиях исчезли крыши,
К закату, в сторону одну
Машины двигались неслышно
Пунктирной линией в снегу.

Вот и зима…
Опять пришла блондинка,
Кусты обсыпала
Мельчайшим серебром.

Я прочитала вам стихи хакасского поэта – художника Анатолия Кыштымова, который родился, учился в селе Московское Усть – Абаканского района. Это был очень талантливый человек. Он не только писал стихи, но и делал к ним рисунки:

Снег шел всю ночь.
На черном фоне
Снежинки медленно снижались.
А люди спали. Их ладони
Во сне в снег белый погружались.

Анатолий Кыштымов рисовал карандашом, пером, гуашью – красками.

У него есть такое четверостишье:

Снег свихнулся, вьюга сдурела….
Ах, какой на земле карнавал!
Краски умерли, кроме белой –
Я такого еще не видал!

Анатолий Кыштымов (10.02.1953 – 07.09.1982 год).

Рисунки учащихся изостудии на стихи А. Кыштымова. (Рисунок 1, рисунок 2,)

Беседа с элементами рассказа по работам “Времена года”, выполненным учащимися изостудии в технике монотипия рисунки. (Рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7,)

Березки в этом зимнем царстве, словно яблони в цвету, и рядом ель сквозь иней зеленеет. Рядом с маленькими елочками – сестричками, припорошенными снегом, растет елочка постарше, одетая еще наряднее, как для новогоднего праздника. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы.

Какое время года изображено на работах?

Как изменилась природа зимой в сравнении с осенью?

Кто из вас любит зиму? Почему?

В какие игры можно играть зимой?

Какие рисунки вы уже рисовали на тему “Зима”?

А как вы думаете, на какую тему мы будем рисовать сегодня?

(Тему вывешиваем на доске над рисунками монотипий).

Обратите внимание на контраст заснеженной земли с темными, выделяющимися на ее фоне деревьями, красоту их строения. Сегодня на уроке мы изучим еще один способ выполнения изображения природы.

2. Обозначение темы и задач урока.

Цель урока: я познакомлю вас с техникой монотипия.

И в ходе урока мы с вами постараемся передать красками красоту русской зимней природы, научимся, видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение деревьев, последовательно строить их изображения.

Монотипия – способ печатания, при котором рисунок от руки наносят разноцветными красками на металлическую пластину или стекла для получения только одного оттиска.

Чтобы выполнить монотипию, достаточно иметь под руками стекло или гладкую поверхность стола.

Выполнение упражнений с помощью учителя.

А) Этапы подготовки рабочего места для выполнения монотипии.

Б) Этапы выполнения рисунка.

В) Демонстрация этапов последовательного выполнения работы

1. Положите перед собой стекло так, чтобы было удобно работать на нем.

2. По левую руку положите палитру, поставьте стакан с водой и гуашь, по правую руку положите приготовленный лист бумаги.

3. Обратите внимание на то, что лист почти наполовину выполнена заливка акварелью. Цвет подобран под цвет зимнего неба. Для выполнения монотипии нужно соблюдать следующую последовательность:

1. На листе бумаги выполняется небо (заливка неба, выполняется только акварелью).

2. После выполнения этого этапа, нужно, чтобы лист хорошо высох примерно 20 -30 минут. Так как время урока у нас ограниченно, я для вас заранее приготовила уже листы.

А какие по размеру бывают деревья на первом плане и на втором плане?

(на первом плане деревья выполняются большими и четко прорисованные, а на заднем плане маленькие и общей формой).

Способом монотипии мы выполним задний план рисунка, это деревья, находящиеся на горизонте.

Какого цвета бывают деревья в сильный мороз? Ответ покрытые инеем синие, голубые, фиолетовые, белые (это холодные цвета).

Какого цвета снег? (белый).

Как накладывать краску на стекло.

1. Берем краску и разводим ее на палитре до густоты городской сметаны, а потом начинаем рисовать на стекле, нанося общую форму дерева, помня о том, что деревья могут друг друга прикрывать. Делать это нужно быстро, чтобы тот слой, нанесенный на стекле, не высох, (иначе оттиск монотипии не получится).

Когда вы уже убедились, что нарисовали все деревья на заднем плане, переходим к следующему этапу.

2. Мы берем лист бумаги (где у нас уже выполнено небо), Помним правило: Деревья выполняются на линии горизонта, а горизонт там, где сходится небо с землей. Располагаем, лист так, чтобы линия деревьев совпадала с линией горизонта. Чтобы лист не сдвинулся, мы его придерживаем левой рукой снизу листа, а правой рукой разглаживаем верх от себя. Для этого достаточно двух или трех движений. Затем переносим левую руку вверх листа. Немного придавливаем, а правой рукой медленно поднимаем лист. У нас получился лес на заднем плане.

Беседа, по рисункам (Рисунок 3, рисунок 4, рисунок 5, рисунок 6, рисунок 7).

Каким цветом изображают снег? (белый). Берем белую краску, разводим ее на палитре и рисуем сугробы на заднем плане.

Монотипия готова, и ей нужно высохнуть. Положите лист на край парты.

Мы с вами выполнили задний план рисунка и теперь переходим к выполнению переднего плана.

Какие бывают деревья? (Старые, развесистые и молодые, стройные; разных пород)

Как можно выполнить деревья на первом плане?

Наброски зимних деревьев.

Показ выполняется на доске, учителем.

Давайте попробуем нарисовать деревья на приготовленном листе (половина альбомного листа или пробник).

На доске на приколотом листе, выполняем рисунок двух лиственных деревьев зимой, попутно объясняя его строение.

Тренировочное упражнение.

1. Вначале легкой линией намечаем расположение земли и неба.

На земле размещаем деревья. За деревьями на рисунке небо. Намечаем одно большое дерево, другое меньше, одно толще, другое тоньше, как это бывает на самом деле.

2. Сначала рисуем ствол – он книзу всегда толще, особенно у больших деревьев, от ствола рисуются сучья, длинные изогнутые, а на них много веток,

Самостоятельная работа учащихся.

Детские работы по мере их выполнения выставляются на доске.

Учащиеся самостоятельно тренируют на пробнике кистью в проведении различных линий и мазков (ствол дерева, крупные сучья, концом кисти рисуем тонкие ветки). Тренировка 3-5 минут.

Учащиеся продолжают работу уже на рисунках, самостоятельно решают, где им нарисовать деревья.

Передавайте, в своих рисунках свои чувства - радость или печаль, как это делают художники и поэты:

Красота, какая! Тополя
Все заснеженные, вверх уходят.
Снегом говорит с тобой земля,
Белые снежинки хороводят…

А теперь оденем наши деревья в зимние наряды. Белой гуашью с помощью кончика кисточки можно изобразить падающий снег и шапки снега на ветках.

Помним, что вода для промывания кисти должна быть чистой (меняем ее), иначе снег будет не совсем белым.

Если в белую краску попадает грязная вода, то цвет ее портится и рисунок получается грязным, некрасивым.

3.Подведение итогов урока.