План интегрированного урока "Белки, биологические полимеры"

Разделы: Химия, Биология


Цель:

  1. Сформулировать знания о химическом составе, образовании и строении белков.
  2. Дать характеристику основным структурам белковых молекул.
  3. Сформировать знания о важнейших свойствах и функциях белков.
  4. Провести лабораторную работу по наблюдения расщепления пероксида водорода ферментом каталазой.

Оборудование:

  • демонстрационный материал,
  • конструктор молекул,
  • таблица “Строение белковых молекул”,
  • отрезок провода длиной около 50 см,
  • оборудование для практического опыта: 6 пробирок (в 1 и 2 кусочки сырого мяса, в 3 и 4 кусочки сырого картофеля, в 5 и 6 отварной картофель),
  • перекись водорода.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, говорит о целеобразности проведения интегрированного урока для изучения этой темы.

2. Актуализация знаний

Класс делится на четыре группы, и каждая группа работает в течение 10 минут по своей инструктивной карточке. За это время ребята должны выполнить свое задание и затем поделиться полученным результатом с остальными группами.

Учитель контролирует работу в группах и затем, во время обсуждения, дополняет сообщения учащихся. Обсуждение строится следующим образом:

1. Состав, строение и образование белковых молекул.

Объяснение учителя химии из каких атомов, молекул строятся молекулы полипептидов. Разнообразие белковых молекул, их химические свойства с точки зрения молекул. Затем ребята первой группы демонстрируют сборку молекулы полипептида из АК, во время реакции конденсации. Учитель записывает на доске, учащиеся — в тетрадях схему полипептидной связи.

2. Структура белковой молекулы (материал подготовлен учащимися)

Ребята второй группы демонстрируют с помощью куска проволоки механизм образования 1,2,3,4 структуры белка. В тетрадь записываются схемы структуры белка и типы химических связей, которые поддерживают эти структуры.

3. Свойства и назначение белков (материал подготовлен учащимися)

Ребята третьей группы делают сообщение, которое подготовили, пользуясь дополнительной литературой. Учитель дополняет сообщение ребят, подчеркивает значимость белков в органическом мире. В тетрадь записываются эти сведения.

4. Выполнение лабораторной работы

Цель: Работа выполняется демонстрационно. Результаты и выводы записываются в лист-отчет, который сдается вместе с тетрадью в конце урока.

3. Обобщение и контроль знаний

Проводятся поэтапно, после обсуждения каждого блока темы.

4. Домашнее задание

Запись в тетради, параграф 3,4.

5. Задания

Задание №1

Строение белковой молекулы

1)Используя химический конструктор, построить фрагмент полипептида по схеме:

Условные обозначения (цвета фрагментов конструктора):

  • C — черный
  • H — белый
  • O — красный
  • N — зеленый
  • R — серый

2) Используя подсказку сформулировать определение понятия “белок”.

Аминокислота – дипептид – полипептид - БЕЛОК

Задание №2

Строение пространственной структуры белка

1) Прочитайте информацию о строении структуры белка (из дополнительных источников), используя проволоку, покажите процесс перехода из 1-ой во 2, 3, 4 структуры белка и обратно. Дайте определение денатурации и ренатурации, условия этих процессов.

2) Какие связи стабилизируют вторичную, третичную и четвертичную структуру белка.

Задание №3

1) Используя дополнительную литературу, выпишите, какие функции выполняют белки.

2) Чем вызывается необходимость присутствия в пище витаминов.

3) Что является “ключом”, а что – “замком” в фермент-субстратном комплексе, согласно гипотезе Фишера.

Задание №4

Выполнение практической работы и объяснение ее результатов.

Ход выполнения:

Прилейте по 2 мл H2O2 (пероксида водорода) в пробирки с кусочками сырого мяса, с сырым и вареным картофелем. Наблюдайте выделение пузырьков газа. Объясните наблюдаемые явления.

Вопросы:

  1. Объясните, почему реакции, катализируемые ферментами, зависят от pH, от температуры?
  2. Как зависит скорость реакции от концентрации субстрата и фермента?

Структура белковой молекулы

Кроме последовательности аминокислот полипептида (первичной структуры), крайне важна трёхмерная структура белка, которая формируется в процессе сворачивания (фолдинга (от англ. folding), то есть сворачивание). Трёхмерная структура формируется в результате взаимодействия структур более низких уровней. Выделяют четыре уровня структуры белка:

Первичная структура — последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Важными особенностями первичной структуры являются консервативные мотивы — сочетания аминокислот, важных для функции белка. Консервативные мотивы сохраняются в процессе эволюции видов, по ним можно предсказать функцию неизвестного белка.

Вторичная структура — локальное упорядочивание фрагмента полипептидной цепи, стабилизированное водородными связями и гидрофобными взаимодействиями. Ниже приведены некоторые распространённые типы вторичной структуры белков:

-спирали — плотные витки вокруг длинной оси молекулы, один виток составляют 4 аминокислотных остатка, спираль стабилизирована водородными связями между H и O пептидных групп, отстоящих друг от друга на 4 звена. Спираль построена исключительно из одного типа стереоизомеров аминокислот (L), хотя она может быть как левозакрученной, так и правозакрученной, в белках преобладает правозакрученная. Спираль нарушают электростатические взаимодействия глютаминовой кислоты, лизина, аргинина, близкорасположенные аспарагин, серин, треонин и лейцин могут стерически мешать образованию спирали, пролин вызывает изгиб цепи и также нарушает -спирали.

-листы (складчатые слои) — несколько зигзагообразных полипептидных цепей, в которых водородные связи образуются между относительно удалёнными друг от друга в первичной структуре аминокислотами или разными цепями белка, а не близко расположенными, как имеет место в -спирали. Эти цепи обычно направлены N-концами в противоположные стороны (антипараллельная ориентация). Для образования -листов важны небольшие размеры R-групп аминокислот, преобладают обычно глицин и аланин.

Третичная структура  — пространственное строение полипептидной цепи — взаимное расположение элементов вторичной структуры, стабилизированное взаимодействием между боковыми цепями аминокислотных остатков. В стабилизации третичной структуры принимают участие:

  • ковалентные связи (между двумя цистеинами — дисульфидные мостики);
  • ионные (электростатические) взаимодействия (между противоположно заряженными аминокислотными остатками);
  • водородные связи;
  • гидрофобные взаимодействия.

Белки разделяют на группы согласно их трёхмерной структуре.

Четверичная структура  — субъединичная структура белка. Взаимное расположение нескольких полипептидных цепей в составе единого белкового комплекса.

Также выделяют:

Трёхмерную структуру белка — набор пространственных координат, составляющих белок атомов.

Субъединичную (доменную) структуру белка — последовательность участков белка, имеющих известную функцию или определённую трёхмерную структуру.

Функции белков в организме

Так же как и другие биологические макромолекулы (полисахариды, липиды) и нуклеиновые кислоты, белки — необходимые компоненты всех живых организмов, и участвуют в каждом внутреннем процессе клетки. Белки осуществляют обмен веществ и энергетические превращения. Белки входят в состав клеточных структур — органелл или секретируются во внеклеточное пространство для обмена сигналами между клетками и гидролиза пищевых субстратов. Следует отметить, что классификация белков по их функции достаточно условна, потому что у эукариот один и тот же белок может выполнять несколько функций. Хорошо изученным примером такой многофункциональности служит лизил-тРНК-синтетаза — фермент из класса аминоацил-тРНК синтетаз, который не только присоединяет лизин к тРНК, но и регулирует транскрипцию нескольких генов.

Каталитическая функция

Наиболее хорошо известная роль белков в организме — катализ различных химических реакций. Ферменты — группа белков, обладающая специфическими каталитическими свойствами, то есть каждый фермент катализирует одну или несколько сходных реакций. Ферменты катализируют реакции расщепления сложных молекул (катаболизм) и их синтеза (анаболизм), а также репликации и репарации ДНК и синтезе РНК. Известно несколько тысяч ферментов; среди них такие, как например пепсин, расщепляют белки в процессе пищеварения. В процесс пострансляционной модификации некоторые ферменты добавляют или удаляют химические группы на других белках. Известно около 4000 реакций, катализируемых белками. Молекулы, которые присоединяются к ферменту и изменяются в результате реакции, называются субстратами.

Хотя ферменты обычно состоят из сотен аминокислот, только небольшая часть из них взаимодействует с субстратом, и еще меньшее количество — в среднем 3-4 аминокислоты, часто расположенные далеко друг от друга в первичной аминокислотной последовательности — напрямую участвуют в катализе. Часть фермента, которая присоединяет субстрат и содержит каталитические аминокислоты, называется активным центром фермента.

Структурная функция

Структурные белки, как своего рода арматура, придают форму жидкому внутреннему содержимому клетки. Большинство структурных белков являются филаментозными белками: например, мономеры актина и тубулина — это глобулярные, растворимые белки, но после полимеризации они формируют длинные нити, из которых состоит цитоскелет, позволяющий клетке поддерживать форму. Коллаген и эластин — основные компоненты соединительной ткани (например, хряща), а из другого структурного белка кератина состоят волосы, ногти, перья птиц и некоторые раковины.

Защитная функция

Белки, входящие в состав крови, участвуют в защитном ответе организма как на повреждение, так и на атаку патогенов. Примерами первой группы белков служат фибриногены и тромбины, участвующие в свёртывании крови, а антитела (иммуноглобулин), нейтрализуют бактерии, вирусы или чужеродные белки. Антитела, входящие в состав адаптативной иммунной системы, присоединяются к чужеродным для данного организма веществам, антигенам, и тем самым нейтрализуют их, направляя к местам уничтожения. Антитела могут секретироваться в межклеточное пространство или закрепляться в мембранах специализированных В-лимфоцитов, которые называются плазмоцитами. В то время как ферменты имеют ограниченное сродство к субстрату, поскольку слишком сильное присоединение к субстрату может мешать протеканию катализируемой реакции, стойкость присоединения антител к антигену ничем не ограничено.

Регуляторная функция

Многие процессы в организме регулируются небольшими белковыми молекулами, полипептидными гормонами и цитокинами. Примером таких белков служит, соответственно, инсулин, который регулирует концентрацию глюкозы в крови, и фактор некроза опухолей, который передаёт сигналы воспаления между клетками организма. На внутриклеточном уровне транскрипция генов управляется присоединением белков-активаторов и белков-репрессоров к регуляторным последовательностям генов. На уровне трансляции считывание многих мРНК также регулируется присоединением белковых факторов, а деградация РНК и белков также проводится специализированными белковыми комплексами. Важнейшую роль в регуляции внутриклеточных процессов играют протеинкиназы — ферменты, которые активируют или подавляют активность других белков путем присоединения к ним фосфатных групп.

Транспортная функция

Растворимые белки, участвующие в транспорте малых молекул, должны иметь высокое сродство (афинность) к субстрату, когда он присутствует в высокой концентрации, и легко его высвобождать в местах низкой концентрации субстрата. Примером транспортных белков можно назвать гемоглобин, который переносит кислород из лёгких к остальным тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, а также гомологичные ему белки, найденные во всех царствах живых организмов.

Запасная (резервная) функция белков

К таким белкам относятся так называемые резервные белки, которые запасаются в качестве источника энергии и вещества в семенах растений и яйцеклетках животных; белки третичных оболочек яйца (овальбумины) и основной белок молока (казеин) также выполняют, главным образом, питательную функцию. Ряд других белков используется в организме в качестве источника аминокислот, которые в свою очередь являются предшественниками биологически активных веществ, регулирующих процессы метаболизма.

Рецепторная функция

Белковые рецепторы могут как находиться в цитоплазме, так и встраиваться в клеточную мембрану. Одна часть молекулы рецептора воспринимает сигнал, который с помощью конформационных изменений передаётся на другую часть молекулы, активирующую передачу сигнала на другие клеточные компоненты. У мембранных рецепторов часть молекулы, связывающаяся с сигнальной молекулой, находится на поверхности клетки, а домен, передающий сигнал, внутри.

Моторная и сократительная функции

Целый класс моторных белков, участвует как в макро-движениях организма, например, сокращении мышц (миозин), так и в активном и направленном внутриклеточном транспорте (кинезин, динеин). Динеины и кинезины проводят транспортировку молекул (так называемого карго) вдоль микротрубочек с использованием гидролиза АТФ в качестве источника энергии. Динеины переносят карго из цитоплазмы по направлению к центросоме, кинезины в противоположном направлении.

Презентация


Лабораторный журнал

Дата

Лабораторная работа №

Фамилия, имя: класс:

Тема: Каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: Сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умения проводить опыты и объяснять результаты работы

Оборудование: 3%-ый раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочек сырого и вареного картофеля), ткани животных (кусочек сырого и вареного мяса).

Название и № опыта Что брали? Что делали? Что наблюдали? Выводы и уравнения реакции
1. Исследование сырого мяса Кусочек сырого мяса, пероксид водорода Капнули пероксид на кусочек сырого мяса    
2. Исследование сырого картофеля Кусочек сырого картофеля, пероксид водорода Капнули пероксид на кусочек сырого картофеля    
3. Исследование вареного картофеля Кусочек вареного картофеля, пероксид водорода Капнули пероксид на кусочек вареного картофеля    
Вывод по работе:

Вопросы:

1. В каких пробирках проявилась активность фермента и почему?

Ответ:

2. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях

Ответ:

3. Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?

Ответ: