Урок курса "Окружающий мир". 4-й класс, тема: "Грибы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать представления о грибах, как о форме жизни, отличной от других форм.
  • обобщить признаки растений и животных,
  • умение анализировать;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • фиксировать результаты наблюдений;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения:

  • исследовательский,
  • словесный.

ТСО: РС.

Оборудование:

  • карточки с вопросами для исследовательской работы;
  • презентация 17 слайдов (среда POWER POINT);
  • учебник “Мир вокруг нас” под ред. А.А.Плешакова;
  • рабочая тетрадь под ред. А.А.Плешакова
  • сухие дрожжи, хлеб с проросшей плесенью.

Ход урока

1. Организация класса.

Проверьте готовность рабочего места к уроку.

Пожелайте друг другу успешной учебы.

2. Сообщение темы и цели урока.

Что бы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд. Прочтите слово, получившееся в одном из вертикальных столбцов...слайд №1.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют;
Не боится он простуды –
С первым снегом тут, как тут!
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
Зелёных полушалках.
Рыжая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла..
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
На зелёной ветке
Колючие детки.

3. Актуализация знаний.

“ГРИБЫ”

- Сегодня мы будем говорить о грибах. Но в начале проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. (Слайды 2-3).

Давайте составим сравнительную таблицу представителей разных царств природы

При возникновении затруднений можно обратиться к учебнику. (Слайд 4).

  животные растения
Внешний вид    
Как дышит    
Как питается    
Производит ли питательные вещества    
Может ли передвигаться самостоятельно    
Условия для роста и развития    

4. Постановка проблемы

К какому царству отнести грибы?

Ваши предположения? (Слайд 5).

5. Проведение исследовательской работы.

Чтобы подтвердить ваши предположения, проведем исследования.

У меня в руках пакетики с дрожжевыми грибками, которые ваши мамы используют при выпечке пирогов, пиццы. В инструкции написано, что их нужно растворить в теплой подслащенной воде.

В “чашку Петри” добавьте воду, поместите грибки и сахар.

Опишите, процесс:

  • дети наблюдают растворение сахара; констатируют, что вода осталась прозрачной;
  • опишите внешний вид дрожжей;
  • добавьте их в раствор, что наблюдаете?
  • раствор помутнел, дрожжи растворились:
  • закройте чашки салфетками, поставьте в теплое место.

6. Беседа учителя о видах плесени.

Демонстрация слайдов. “ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ”(Слайд 6-7).

Эти виды грибов похожи на растения, опишите их части.

- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.(Слайд 8).

-Что находится в земле? Грибница.

На самом деле “грибом” называется подземная часть , а то, что мы собираем зовется “плодовым телом”, в нем созревают споры, так называют “семена” грибов.

(Слайды 9-10). К грибам также относятся и плесневелые грибы, называемые просто плесень. Это – грибы-карлики. Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это лекарство.

Дети рассматривают образцы плесени на хлебе.

7. Физ. пауза.

Давайте отдохнем!

(По выбору детей)

8. Проведение исследовательской работы.

Достаньте чашки с дрожжевыми грибками, откройте их. Что почувствовали? (Характерный запах) запах появляется, когда грибок разлагает сахар, питается им. Запишите это наблюдение на свою карточку;

Рассмотрите, как изменился внешний вид грибка?

Увеличился объем, на поверхности небольшие пузырьки, а сама поверхность неровная, воды не видно; запишите наблюдения.

Много ли времени понадобилось для роста? Почему говорят: “Растут как грибы после дождя”?

Скажите, что потребовалось для роста гриба?

  • влага;
  • готовые питательные вещества;
  • тепло;
  • кислород.

Нужен ли свет?

-нет, мы накрывали чашки салфетками.

Отметьте значками “+” и “-” необходимые пункты в карточке.

9. Заполнение сравнительной таблицы.

 

Вернемся к таблице.

-Какие живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения, грибы) (Слайд 11).

-Какое еще условие необходимо растениям для хорошего развития? (свет)

-Для чего растениям нужен свет? (Под действием света в листьях растений вырабатываются питательные вещества) (Слайд 12).

-А грибы могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не могут вырабатывать питательные вещества)

-Чем же тогда питаются грибы? (Слайд 13)

-Вспомните, где любят расти грибы? (На старых гнилых пнях, плесень растет на пищевых продуктах).

-Прочитайте учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества) (Слайд 14)

-Итак, грибы не производят питательные вещества, значит они не растения, но может тогда они животные?

-Сверьтесь, с таблицей, - можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы как растения и останками живых существ как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).

-Значит, у грибов есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство. (Слайд15). Теперь мы сможем заполнить оставшиеся ячейки таблицы:

  животные растения грибы
Внешний вид      
Как дышит * * *
Как питается * * *
Производит ли питательные вещества   *  
Может ли передвигаться самостоятельно *    
Условия для роста и развития   * *

10. Итог урока. Рефлексия.

- К какому выводу мы пришли?

- Что расскажете дома?

- Какой момент был самым трудным?

- Какой самым интересным?

На следующем уроке мы поговорим о том, какое большое значение имеют грибы для растительных сообществ. (Слайд 16)

11. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради задание № на стр.

Читать рассказ о грибах (с. 120-121)

Этапы эксперимента Ход эксперимента,

Что наблюдаю?

1.Налить в чашку теплой воды Время начала опыта:____ч_____мин
2.Добавить и растворить сахар.  
3.Добавить дрожжи.  
4.Накрыть салфеткой, поместить в теплое место.  
5.Вынуть чашку. Время окончания опыта:____ч_____мин

Что наблюдаем?

Запах:

Внешний вид:

цвет

размер

состояние

6.Итоги опыта: Какие условия требуются для роста гриба?

Отметить знаком “+”, или “-”.

тепло влага

свет питательные вещества

Использованы материалы сайтов :

  1. http://desktop.kazansoft.ru/preview/719.html
  2. http://oboi.kards.ru/tags/view/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B/9/1/
  3. www.viki.rdf.ru

Презентация 2.