Декадник по русскому языку и литературе

Разделы: Начальная школа


Задача разработанных мероприятий – введение детей в мир языка, речи и удивительный мир слова

Цели:

  1. Учить детей работать индивидуально и коллективно, уважая мнение каждого
  2. Развивать интерес к предмету

Оборудование:

  • маршрутные листы по классам,
  • карточки с вопросами,
  • жетоны,
  • плакат “План работы декадника”,
  • грамоты,
  • дипломы,
  • музыкальное сопровождение.

Декадник проводится в форме путешествия по станциям cтраны “Весёлая грамматика”. Материал подобран с учётом индивидуальных особенностей младших школьников.

1-й День.

Старт декадника дан на линейке, где каждый класс получает маршрутный лист.

2-й День. Станция “Угадай!”

1 – 2 классы Викторина “Отгадай сказку?”

Группа (из 3 человек) подготовленных ребят проводит викторину по классам (1 ученик задаёт вопросы, 2 помощника раздают жетоны ребятам, правильно ответившим на вопросы, награждение на линейке).

  1. В сказке небо синее, в сказке птицы страшные. Реченька, спаси, меня!
  2. “Гуси - лебеди”
  3. Как зовут героя сказки? Как она называется?
  4. Вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне
  5. Емеля из сказки “По щучьему велению…”
  6. Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
  7. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. ”Колобок”
  8. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. “Лиса и журавль”
  9. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенёк,
  10. Съесть бы пирожок… “Маша и медведь”
  11. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко. “Петушок – золотой гребешок”
  12. По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра!...
  13. “По щучьему велению”
  14. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца!...
  15. “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
  16. Красна-девица грустна, ей не нравиться весна, ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка! “Снегурочка”
  17. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была: в доме в том в конце концов стало множество жильцов. “Теремок”
  18. Отгадайте, героям, каких сказок принадлежат слова:
  19. “Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…”
  20. “Яблоня, яблоня, спрячь нас”.

3 – 4 классы “Слово в слове”

Нужно ответить на вопрос, вставив пропущенные буквы, чтобы получилось новое слово.

Шесть слонов

  1. Этот слон белоголовый на столе живёт в столовой
    с_лон_ _
  2. Враг шофёров этот слон, много бед приносит он
    с_ _Л_ _О_ _Н_ _
  3. Этот бдителен всегда, он разводит поезда
    с_ _ _ло_н_ _
  4. Этот огненного цвета в час заката и рассвета
    _ _ _ _ с_лон
  5. Этот слон со знаком плюс
    сло _ _ н _ _
  6. В этом дружба и союз
    с _ ло _ _ н _ _

(Солонка, столкновение, стрелочник, небосклон, сложение. сплочение)

3-й День. Станция “Фонетическая зарядка”

1 – 2 классы Составление чистоговорок

Ребята, получив задание, в течение 10 минут составляют чистоговорки. По очереди каждый класс проговаривает скороговорку, побеждает тот класс, который последним говорит скороговорку.

ра – ра- ра – (начинается игра, в школу нам пора)
ар – ар – ар - (кипит наш самовар)
ры – ры – ры (у Вадика шары)
арь – арь – арь – (у нашей Танечки букварь)
ир – ир – ир – (мой папа командир)
ку – ку- ку – (сидит ворон на суку)

3 – 4 классы Соревнование телеграфистов

От каждого класса по 8 человек. Ведущий каждому капитану даёт на карточке скороговорку, по сигналу они передают скороговорку на ухо соседу, а те дальше друг другу. Последний громко должен сказать переданную по телефону скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.

Скороговорки:

В живом уголке жили ежи и ужи
Не живут ужи, где живут ежи
Жутко жуку жить на суку
У ужа – ужата, у ежа – ежата

4-й День. Станция Устный журнал “Пунктуационные знаки”

Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку

5-й День. Станция “Играем в прятки”

Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,

Кто играет с нами в прятки, тот становится умней.

Найдите животное в этих стихотворных строках. Каждый класс получает задание.

  1. Жили в доМЕ ДВЕ Дикие кошки.
  2. Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.
  3. Меня пронырой соВЫ ДРАзнят, нырять и плавать плохо разве?
  4. Сбегу скорее под отКОС, УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.
  5. НемноГИЕ НАайдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.
  6. Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.
  7. Дон И ВОЛГА соединяются каналом.
  8. Увянут сКОРО ВАсильки. Дышать легКО, ЗАкат пылает, прохладный вечер наступает.
  9. ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.

6-й День. Станция “Шифровальщики”

1 – 2 классы

Путаница

Хозяйка оставила своего любимого кота соседке и уехала на курорт. Перед отъездом она просила дать ей телеграмму, как поживает без неё любимый котик. Через неделю пришла странная телеграмма. Попробуйте её расшифровать.

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ

(Трудно с котом Капризы)

3 - 4 классы

Разберитесь в шифре

Однажды я шёл по джунглям с фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: “Если беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.

Записка перед вами, что в ней написано?

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О И Ф М А И С Ч У Ш Ш П

(Тигры в лесу)

7-й День. Станция “Кроссворд”

Ребята каждого класса оформляют страничку с кроссвордом (придумывают или подбирают интересный кроссворд), задание даётся за 2 дня вперёд. Группа оформителей составляет из этих страниц книжку.

8-й День Станция “Весёлые переменки”

1-е классы

Грамматическая арифметика

  • череп – п + муха = ?
  • чистый – ый + о+ тело – о = ?
  • часть – ь + ушко – о + а =?
  • чудеса – а + ный = ?

2-е классы

Анаграммы

Из букв данного слова путём перестановки нужно составить новое слово, не убирая и не добавляя новых букв.

  • часок (сачок)
  • халва (хвала)
  • чурка (ручка)
  • хаос (соха)
  • числа (силач)
  • пальто (лапоть)
  • чулок (лучок)
  • липка (пилка)

3-е классы

Шарады

- С “Л” – лить слёзы заставляю, с “ Ж” – по воздуху летаю. (лук, жук)

- Известное я блюдо, когда ж прибавишь “М”,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(уха, муха)

4-е классы

С буквой “Х”- меня на себе носят, с буквой “С” - в столовой просят. (халат, салат)

Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.
(шест, шесть)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь, поставь меня в вазу…
Но с буквою “К” в огород я пойду и если капусту на грядке найду
Капусте достанется сразу.
(роза, коза)

9-й День Станция “Орфографический бой”

Мероприятие проводится с учащимися 4 классов. Войска двух направлений должны будут пройти испытания на знание родного языка. Каждый класс формирует своё войско.

Выбирается жюри из 3 человек, которое на протяжении всего сражения следит за ходом боя и в конце подводит итоги.

I. “Оборона”

Разгадывание метаграмм – это загадки, в которых из данного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

1-е войско

С буквой Н я по ночам в небесах гуляю,
С буквой Ч частенько вам видеть помогаю.

2 войско

Пойди-ка в сад и погляди, я там цвету, благоухая.
Но Г приставить впереди и в небе я загромыхаю.

Подобрать антонимы

1-е войско 2-е войско
Близко – ( далеко) легко – (тяжело)
Весёлый – (грустный) полный – (пустой)
Добро – (зло) жара – (холод)
Быстро - (медленно) острый – (тупой)
Ссора – (мир) щедрый – (скупой)
Прибыль – ( убыток) ясный – (пасмурный)

II. “Разведка”

Вставить орфограммы

1-е войско

ос_н_ю вся с_виная с_м_я (раз)бр_лас_ (по)л_ску (Осенью вся совиная семья разбрелась по леску.)

2-е войско

_сен_ие лис_т_я быстр_ (раз)л_талис_ (по)тр_пинкам л_ска (Осенние листья быстро разлетались по тропинкам леска.)

III. “Донесение”

Даны только согласные буквы. Нужно восстановить скороговорки и быстро их проговорить.

1-е войско

Шл Сш п шсс ссл сшк (Шла Саша по шоссе и сосала сушку)

2-е войско

Шсть мшт в шлш шршт (Шесть мышат в шалаше шуршат)

IV. “Артобстрел”

Каждой команде по очереди задают вопросы. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.

  1. Сколько букв в алфавите? (33)
  2. Сколько гласных звуков? (6)
  3. Что не входит в основу слова? (окончание)
  4. Что составляет грамматическую основу? (подлежащее, сказуемое)
  5. В каком глаголе сто слышится сто раз? (стонет)
  6. В каком слове семь гласных? (семья)
  7. Какая десятая буква в алфавите? (И)
  8. Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)
  9. Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
  10. Какой знак в слове вьюга? (разделительный ь)
  11. Сколько звуков в слове ЕЛЬ? ш
  12. Как уголь превратить в геометрическую фигуру? (угол)

V. “Атака”

1-е войско называет слово, в котором одна или несколько орфограмм. Противники мгновенно выискивают орфограмму и придумывают своё слово на эту орфограмму и могут задать слово с другой орфограммой.

Лучшей умственной зарядки, нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки, тот становится умней. Отыщите, кто спрятался между строк.
Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо ходить одной.
(осётр, овца)

Жюри подводит итоги.

10-й День. Линейка по подведению итогов. Награждение.

Награждение классов по маршрутным листам по параллелям; победителей “Орфографического боя”,

Индивидуально: “Викторина по сказкам”, победители от каждого класса в конкурсе “Лучшая тетрадь ученика по русскому языку”