Урок русского языка в 4-м классе "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний по теме урока;
  • Обеспечить повторение падежных окончаний имен существительных и алгоритма их написания.
  • Сформировать такие обобщенные умения и навыки, как умение планировать ответ, работать с литературными источниками, извлекать информацию при слушании или чтении текста.

Воспитательные:

  • Содействовать при изучении темы реализации мировоззренческих идей: познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной связи между явлениями;
  • Продолжить формирование единой научной картины мира;
  • Реализуя межпредметные связи с русской литературой, обеспечить культурологическое воспитание учащихся.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умение выделять и запоминать главное, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Развивать память, мышление, речь, внимание учащихся;
  • Используя эмоциональные и мотивационные ситуации (удивление, желание помочь товарищу), способствовать развитию положительной мотивации учащихся;
  • Развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся, используя ИКТ, познавательный дополнительный материал.

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • дидактические карточки с заданиями для индивидуальной работы,
  • портрет С. Есенина,
  • карточки с заданиями для контроля знаний (в 2 вариантах).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проводится в виде фронтальной беседы по вопросам:

Что такое склонение?

Какие падежи существуют в русском языке?

На какие вопросы отвечают существительные в том или ином падеже, например в творительном?

Какие окончания у имен существительных I склонения (затем II и III склонения) в том или ином падеже?

III. Основная часть урока.

а) Начинаем с грамматической зарядки: на интерактивную доску проецируется текст стихотворения С. Есенина:

Белая береза
За моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Учащиеся получают задание: Найти существительные в творительном падеже и ответить на вопрос: Какие окончания в творительном падеже у имен существительных III склонения?

б) На следующем этапе урока некоторые учащиеся получают индивидуальные задания на карточках по теме урока (подбор материала для дидактических карточек осуществляется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровня подготовленности класса).

Остальные учащиеся делятся на 3 группы. Каждая из групп получает свое задание, связанное со словом "береза":

  • 1 группа: разобрать слово по составу;
  • 2 группа: сделать звукобуквенный анализ слова;
  • 3 группа: сделать морфологический разбор слова.

При этом все три вида разбора представлены на доске, но каждый из них содержит ошибки. После работы в группе представители каждой группы выходят к доске и, исправляя ошибки, предлагают свой вариант выполнения работы. После завершения этого этапа работы учитель собирает ответы на индивидуальные задания.

в) Затем для всего класса предлагается видоизмененный текст этого стихотворения с пропущенными орфограммами. Учащиеся должны списать текст, обосновав написание всех орфограмм.

Бел: б:реза
(За) м:им :кном
Пр:накрылась снег:,
Точн: с..р..бром.
(На) пушистых ветках
Снежн: к:ймой
Р:спустились кисти
Бел: б:хр.:мой.

После выполнения задания проводится фронтальная проверка. Так как текст спроецирован на интерактивную доску, учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют пробелы в нем.

г) Физ. минутка "Березонька".

Березка в белом платьице
Солнцу улыбается.
Ветер веточки качает,
Влево, вправо нагибает.
Снегом веточки накрылись.
Детки, быстро покружились!

д) На этом этапе урока осуществляется подготовка к написанию мини-сочинения. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание:

  • 1 группа: подобрать красочные прилагательные к слову "береза";
  • 2 группа: подобрать глаголы, которые можно использовать со словом "береза";
  • 3 группа: подобрать существительные, близкие по смыслу к слову "береза".

После выполнения этой работы каждая группа озвучивает свои слова; наиболее удачные обороты речи выносятся на доску.

е) Далее проводится коллективная устная работа по составлению мини-сочинения из 4 - 5 предложений, осуществляется запись этого сочинения в тетради учащихся.

IV. Контроль знаний.

Учащиеся получают карточки (в 2 вариантах) с написанными словами, объединенными зимней тематикой.

I вариант II вариант
в зимней шапк: в теплой шубк:
холодным ветр: о снежной бур:
о злой вьюг: в зимней сказк:
про белую снежинк: в трескучий мороз:
в большом сугроб: на пушистой ел:
без варежк: у зеленой елк:
с ледяной горк: в новогоднюю ночь:
по лыжн: в теплом шарф:
у тропинк: замерзшего нос:
о метел: большую сосульк:

Задание:

Вставить пропущенные окончания, обосновав их написание определением склонения и падежа имен существительных.

Добавить свои 2-3 примера по образцу.

V. Рефлексия.

Проводится в виде фронтальной беседы. При этом, кроме вопросов по содержанию урока, обязательным является вопрос о том, что нового они узнали для себя на этом уроке. Например, способы словообразования (слово "принакрылась"), новые словарные слова (серебро, кайма), правописание приставки (слово "распустились") и т.д.

VI. Подведение итогов.

Осуществляет учитель, при этом можно задать вопрос: "При написании окончаний какого падежа нужно быть наиболее внимательным?".

VII. Домашнее задание.

  1. Придумать двустишие или четверостишие со строчкой "Летят, кружатся в воздухе белые снежинки", проанализировать сочиненный текст по алгоритму "Разговор со словом".
  2. Провести фонетический разбор слова "летят".
  3. Провести морфологический разбор слова "снежинки".