Сортировка информации в базе данных

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательные: формировать понятие "сортировка информации"; рассмотреть виды сортировок; познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировок; научить сортировать данные в Microsoft Access; формировать умение работать с конструктором запросов; развивать навыки по заполнению и редактированию базы данных.
  • Развивающие: развивать алгоритмическое и логическое мышление; развивать умение работать в группе; развивать умение анализировать результаты своей работы.
  • Воспитательные: Воспитывать чувства коллективизма, ответственности, аккуратности.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийная презентация <Приложение 1>, экран, проектор;
  • компьютеры с установленной СУБД Microsoft Access;
  • заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Небоскрёбы" <Приложение 4>;
  • дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы <Приложение 2>;
  • дидактический материал с алгоритмами различных способов расширения базы данных <Приложение 3>.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся - 10 мин.
  3. Изучение нового материала - 15 мин.
  4. Практическая работа на закрепление нового материала - 15 мин.
  5. Домашнее задание - 1 мин.
  6. Оценка работы и подведение итогов - 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверка присутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам предстоит разгадать "Чайнворд".

Презентация (приложение 1).

<Слайд №1>.

Вопросы к "Чайнворду":

  1. Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.
  2. Столбец табличной базы данных.
  3. Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.
  4. Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.
  5. Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.
  6. Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.
  7. Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.
  8. Уникальное поле, записи которого не повторяются.
  9. Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).
  10. Строка табличной базы данных.

Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.

Ключевое слово - сортировка.

3. Изучение нового материала.

Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка информации в БД". Записываем в тетрадь. <Слайд №2>.

Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова:

"Наш мир - не случайность, не хаос, -
Есть система во всем:"

И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.

Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.

Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей. <Слайд №3>.

Вопросы учащимся. Уточните.

  1. Что происходит с данными? (ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)
  2. В каком порядке выстраиваются данные? (ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)
  3. В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от А до Я) По убыванию? (ожидаемый ответ: от Я до А)В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от меньшего к большему) По убыванию? (ожидаемый ответ: от большего к меньшему)

Виды сортировки: простая и вложенная. <Слайд №4>.

Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.

Существует два способа (соответствующих видам сортировки).

1-й способ в режиме "Таблица":

  • открыть таблицу;
  • поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;
  • выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов <Рисунок 1>.

Рисунок 1

2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):

  • в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов <Рисунок 2>;

Рисунок 2

  • Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора <Рисунок 3>;
  • ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);
  • в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;
  • закрыть Окно конструктора запросов и сохранить его;
  • в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.

Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так <Рисунок 4>:

На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.

4. Практическая работа на закрепление нового материала.

Перед выполнением практической работы учитель:

  • раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы<Приложение2>;
  • озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 9 А \ Небоскрёбы.mdb);
  • акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Небоскрёбы" и провести сортировку данных в собственной БД);

Оценка учащихся будет зависеть от количества выполненных заданий и от полноты своей БД, т.к. проследить упорядочивание записей можно, если их количество больше или равно 10.

  • Оценка "отлично" ставится, если ученики выполнили все задания, в том числе вложенную сортировку по своей БД.
  • Оценка "хорошо" ставится, если выполнены два задания самостоятельно, "удовлетворительно" - если выполнены два задания при помощи учителя.

Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.

Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных <Приложение3>).

5. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради.

6. Оценка работы и подведение итогов.

Учитель объявляет оценки за практическую работу.

Затем подводятся итоги урока.

  1. Что мы сегодня изучили?
    (Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей).
  2. Для чего нужна сортировка?
    (Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию).
  3. Что происходит в процессе сортировки данных?
    (Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию).
  4. В каких случаях применяется вложенная сортировка?
    (Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).

Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мы много успели сделать. На этом наш урок закончен, до свидания.