Конспект урока литературы в 10-м классе. "Разговор о войне" (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда")

Разделы: Литература


Урок по повести В.Некрасова актуален, так как необходимо, чтобы дети знали историю своей страны, читали лучшие произведения современной литературы.

Сегодняшние ученики должны понять, что без памяти о той страшной войне можно многое потерять.

Повесть В. Некрасова учит оставаться людьми даже в сложных жизненных ситуациях.

 Цель урока: пробудить интерес к литературе о войне и творчеству В.П. Некрасова.

Задачи: убедить в том, что повесть В. Некрасова - самая правдивая книга о войне, что "тайна победы в том, что герои В.Некрасова нравственно не разрушаются" (Андрей Платонов); проследить толстовские традиции в изображении войны и человека на ней; воспитывать чувство патриотизма, мужество; помочь учащимся увидеть проблему человеческого достоинства, самореализации личности и осознать ценность этого произведения для себя.

Оборудование:

  • тексты повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда";
  • тетради;
  • набор открыток "Панорама Сталинградской битвы"

Методические приёмы: слово учителя, беседа, сравнительный анализ, выразительное чтение текста, рассказы учащихся, определение темы урока учащимися.

Ход урока

I. Сообщение о целях и задачах урока.

II. Слово учителя.

Виктор Платонович Некрасов, автор повести "В окопах Сталинграда", вёл свою литературную родословную от Л.Н.Толстого.

Ещё в "Севастопольских рассказах" Лев Толстой писал: "Вы увидите войну в не правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении:"

III. Беседа с обобщениями учащихся.

Что такое война, по словам Л.Н.Толстого, "настоящем её выражении" на страницах повести В. Некрасова?

Подтвердите текстом сходство толстовских эпизодов и некрасовских.

Чтение отрывков из рассказа Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре" и повести В.Некрасова (гл.6,16, 19).

IV. Слово учителя.

Мы видим, что война на страницах повести - это не только бои, но и трудная работа, неимоверный физический труд. С болью в сердце рассказывает Юрий Керженцев о том, как "бойцы долбят кирками твёрдый, как камень грунт. Двое долбят, двое вынимают землю вёдрами, двое крепят лес. Пахнет копотью, потом и сырой землёй".

А у Толстого? Подтвердите текстом.

V. Чтение отрывков из рассказа "Севастополь в Декабре" (стр.58)

VI. Вывод.

- Итак, какой мы видим войну на страницах повести В.Некрасова и в рассказе Толстого? В чём особенность изображения войны?

VII. Слово учителя.

В конце 10 главы I части повести В.Некрасова Читаем:"На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь ясно это. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель особенный!"

VIII. Беседа с обобщениями учащихся.

1.Влияет ли война на характер людей? Что мы видим сквозь "лакмусовую бумажку"?

Подтвердите примерами из текста.

Рассказ учеников о Калужском.

2. Есть ли такие антигерои в "Севастопольских рассказах" Л.Н.Толстого?

- Да, в рассказе "Севастополь в мае" в 9 гл. есть небольшой эпизод, где Калугин демонстрирует свою "храбрость" капитану, который "Уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей".

Чтение отрывка из рассказа (стр.88)

- Мы видим разницу между истинным и ложным героизмом.

IX. Беседа о главном герое повести В.Некрасова.

- Вернёмся к положительным героям.

- Каким был Юрий Керженцев до войны? (гл.3) Какой сейчас лейтенант Керженцев?

На войне Ю.Керженцев "бывалый солдат",но, кажется, он менее всего предназначен был для военной жизни.Не зря же Чумак говорит о нём : "А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас поэтический". И отношение разведчика к Юрию здорово меняется: от полного пренебрежения (до войны Чумак таким интеллигентам "морду бил") до уважения и признания смелости и мужества лейтенанта Керженцева, когда тот ведёт бойцов в атаку при взятии сопки.

Мы видим, что на войне происходит взросление, возмужание Юрия Керженцева.

X. Слово учителя.

Всех героев повести мы видим глазами Юрия Керженцева. Он замечает всё хорошее в характере окружающих людей. Ценит смелость, готовность до конца выполнить долг.

XI. Беседа с обобщениями учащихся.

К кому особенно привязан Юрий Керженцев?

- С особой теплотой Юрий говорит о своём ординарце Волегове, которого все называют Валега.

Рассказ учащихся о Валеге.

А кто ещё из героев запомнился?

Рассказ учащихся.

XII. Слово учителя.

В рассказе Толстого "Севастополь в мае" автор с презрением пишет о "маленьких Наполеонах", маленьких извергах".

Чтение учителя начала 15 гл.

XIII. Беседа с обобщениями учащихся.

1. Есть ли в повести В.Некрасова "маленькие Наполеоны", "маленькие изверги"?

Рассказ учащихся об Абросимове и об атаке (гл.22-24)

В портрете капитана автор выделяет "холодные, безжизненные глаза". И эта характеристика полностью подтверждается дальнейшим ходом событий. Абросимов, угрожая комбату Ширяеву пистолетом, отправляет бойцов в лобовую атаку, хотя Ширяев предлагает план, щадящий человеческие жизни. Для Абросимова это выражение трусости:"Покажу я вам, как свою шкуру спасать:Траншеи какие-то придумали себе. Пристрелю как трусов". В итоге батальон потерял 26 человек, почти половину, не считая раненых.

2. Как отнеслись бойцы к поступку Абросимова?

XIV. Заключение.

Давайте подведем итог.

1. Каким вы увидели защитников Сталинграда?

2. Какая же война на страницах повести В.Некрасова?

Автор восстанавливает на страницах повести сцены окопного быта, события того времени, не скрывая правды.

В конце повести автор говорит: "А Чумак спрашивает почему:" (стр. 226)

А теперь я спрошу вас: "Почему?"

XV. Слово учителя.

Я думаю, что Некрасов дал ответ на этот вопрос всем ходом повествования. И в 16 гл.мы читаем:"А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головою закрывающих тебя, было: Я даже не знаю, как это назвать. Л.Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Возможно, это самое правильное определение. Воэможно. Это и есть то чудо, которого так ждёт Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами".

- Вы сказали,что люди геройски сражались за каждую пядь земли. Почему же повесть не названа "Герои Сталинграда", "Великая битва", "За каждую пядь земли"?

XVI..Ответы учащихся.

Сама Сталинградская битва, согласно авторской задаче, видится читателю из окопа Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек.

XVII. Итог.

А сейчас, обобщив всё сказанное, сформулируйте тему урока. Предложите свой вариант. Может быть, в этом вам помогут слова В.Некрасова и Л.Н.Толстого (записаны с обратной стороны доски).

1. Читатель :ждёт правды. Я никогда не унижу читателя ложью. (В.Некрасов)

2. Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда. (Л.Толстой)

Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти. (Л.Толстой)

XVIII. Определение темы.

Учащиеся записывают свой вариант, затем зачитываются наиболее удачные.

XIX. Заключительное слово учителя.