Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обобщения знаний по органической химии в средней школе

Разделы: Химия


В курсе органической химии любой класс органических веществ учащиеся изучают по одной и той же схеме:

  1. Состав, строение молекул и классификация веществ (при наличии таковой);
  2. Гомологический ряд, номенклатура, характерные виды изомерии.
  3. Физические и химические свойства веществ.
  4. Способы промышленного и лабораторного получения веществ.
  5. Применение веществ данного класса органических соединений.

Этот подход к изучению основных классов органических соединений делает возможным использование таких типов уроков как лекции, семинары, уроки-практикумы и т.д., что повышает возможность применения информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения органической химии.

Для реализации возможности использования ИКТ на уроках органической химии необходимо, чтобы кабинет был укомплектован необходимым оборудованием: компьютер, мультимедийный проектор, комплект электронных образовательных программ. Наличие дополнительных устройств (интерактивная доска, документ-камера и т.д.), а также подключения к Интернету значительно расширяют возможности эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в обучении химии.

Использование информационно-коммуникационных технологий, помимо повышения эффективности изучения разделов курса органической химии, способствует также развитию творческих способностей учащихся. Участвуя в подготовке к урокам-семинарам, учащиеся совершенствуют навыки работы с компьютером, знакомятся с правилами создания слайд-презентаций, творчески подходят к подбору дополнительного материала. Кроме того, что такой вид работы содействует развитию навыков самоконтроля, самоорганизации учащихся и в конечном итоге приводит к формированию разносторонне развитой, способной творчески подходить к решению любой задачи личности.

Хочется отметить, что проведение уроков обобщения и систематизации знаний по темам курса органической химии целесообразно проводить в кабинете информатики, что позволит максимально эффективно реализовать применение информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения органической химии. На этом уроке возможно использование в сочетании многих форм работы, нацеленных на обобщение, систематизацию и контроль знаний учащихся.

В качестве примера мы предлагаем конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения".

Тема урока: "Кислородсодержащие органические соединения"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении молекул кислородсодержащих органических веществ разных классов, их гомологических рядах, характерных типах изомерии, их физических и химических свойствах, основных способах получения и областях применения;
  • Осуществить закрепление знаний учащихся о межмолекулярных водородных связях и их влиянии на свойства вещества.
  • Обеспечить повторение качественных реакций на определение кислородсодержащих веществ разных классов;
  • Осуществить повторение и закрепление знаний о номенклатуре органических веществ, типах химических реакций, понятия "функциональная группа";
  • Способствовать закреплению таких умений и навыков учащихся, как умение называть органические вещества, составлять формулы органических веществ, уравнения химических реакций, решать расчетные задачи разных типов, осуществлять цепочки превращений (генетическая связь между классами органических соединений);
  • Продолжить формирование следующих обобщенных умений и навыков: умения планировать свой ответ, работать с книгой, учебником, писать и читать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании или чтении текста, осуществлять само- и взаимоконтроль, навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы, работы с тестами и т. д.

Воспитательные:

  • Содействовать при изучении темы реализации мировоззренческих идей: познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной связи между явлениями;
  • Продолжить формирование химического мировоззрения учащихся;
  • В ходе повторения воздействия кислородсодержащих органических веществ на окружающую среду, содействовать решению задач экологического воспитания учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить развитие памяти, мышления, речи, внимания учащихся;
  • Развивать аналитические способности учащихся, умение логически последовательно и компактно излагать свои мысли, извлекать информацию при слушании и чтении текста;
  • Создавая положительный эмоциональный настрой на уроке, используя демонстрационный эксперимент и занимательную дополнительную информацию по изучаемой теме, а также различные методы обучения, содействовать развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности.

Оборудование: компьютеры, объединенные в сеть, мультимедийный проектор, электронное учебное пособие "Конструктор молекул", тесты, дидактические карточки с формулами кислородсодержащих органических веществ разных классов, расчетными задачами разных типов, документ-камера (по возможности), интерактивная доска.

Ход урока

I. Орг. момент, сообщение целей урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

При подготовке к уроку все учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает задачу: актуализировать знания по основным разделам темы:

  • Состав, строение молекул и классификация веществ (при наличии таковой);
  • Гомологический ряд, номенклатура, характерные виды изомерии.
  • Физические и химические свойства веществ.
  • Способы промышленного и лабораторного получения веществ.
  • Применение веществ данного класса органических соединений.

На уроке представители каждой группы проводят сравнительную характеристику кислородсодержащих органических веществ разных классов по своему вопросу. Выступления ребят сопровождается демонстрацией созданных ими слайд-презентаций, повышающих эффективность и наглядность данного этапа урока. При рассмотрении строения молекул целесообразным является использование электронного учебного пособия "Конструктор молекул".

III. Основная часть урока.

Строится на основе выполнения упражнений и решения задач по теме урока. На этом этапе возможно сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Например, некоторым учащимся раздаются дидактические карточки с расчетными задачами разных типов, что позволяет не только оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, но реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Не менее эффективной является работа учащихся по осуществлению цепочек превращений, отражающих генетическую связь кислородсодержащих органических соединений разных классов. Такую работу можно проводить в группах или фронтально, проецируя цепочки на экран с помощью документ-камеры (или обычного кодоскопа).

Одним из вариантов работы является использование интерактивной доски для фронтального выполнения упражнений. Например, учащимся предлагаются неполные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства и способы получения кислородсодержащих органических веществ. Учащиеся должны дописать уравнения этих реакций, вставив формулы необходимых реагентов или продуктов реакции, указать условия протекания этих реакций и т.д.

IV. Контроль знаний учащихся.

На данном этапе предусмотрено проведение контроля результатов обучения по теме "Кислородсодержащие органические соединения". Контроль осуществляется в форме компьютерного тестирования. В качестве тестового материала можно использовать готовые задания, предлагаемые во многих электронных учебных изданиях по химии, или тесты, составленные самим учителем с помощью программы "Конструктор тестов". Тестовые задания могут быть разноуровневыми, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении.

V. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.

В форме фронтальной беседы проводится подведение итогов проделанной на уроке работы. Обязательным является вопрос о том, что нового для себя узнали ребята, как на самом уроке, так и в процессе подготовки к нему.

В заключение хочется добавить, что применение информационно-коммуникационных технологий может осуществляться как в рамках одного урока (на разных его этапах), так и на уроках разных типов (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, практическая работа и т.д.), а значит, способно выполнять разные дидактические функции.