Внеклассное занятие по истории

Разделы: Внеклассная работа


Цель:
-создать условия для расширения знаний учащихся по истории;
- способствовать развитию коммуникативных умений учащихся через сотрудничество, способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
- воспитание патриотизма.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Представление команд.
  3. Объявление условий интеллектуальной игры.
  4. Конкурс «Игрушечных дел мастера».
  5. Конкурс «Заморочки на щиточке».
  6. Конкурс «Черный ящик».
  7. Конкурс «Ай, же славные вы богатыри святорусские».
  8. Конкурс «Там русских дух, там Русью пахнет…»
  9. Подведение итогов игры.
  10. Награждение.
  11. Рефлексия.

Эпиграф
«Здесь русский дух…
Здесь Русью пахнет…»
А.С. Пушкин

Скоморох 1.
За окном стучит капель
Высунь – промокнет нос
Не хотим сейчас гулять
Лучше будем мы играть.

 Скоморох 2.
А мы будем помогать
Знатоков лучших выбирать
Тех, кто в играх резв и ярок
Ждет в конце большой подарок.

Ведущий Добрый день! Я приветствую вас в нашей интеллектуальной игре «Преданья старины глубокой». Позвольте представить жюри.
Итак, послушайте условия игры.
Ведущий называет область знания и задает вопрос. Команда дает ответ, если правильный, получает жетон.. Уменьшать или увеличивать количество жетонов за ответы будет жюри. Для обдумывания вопроса командам дается время. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде. Если ответ команды неверный, то отвечают болельщики. Команды будут отвечать по очереди. Если подсказка из зала, ответ не засчитывается. Наша игра посвящена русской старине -преданьям старины глубокой. Эпиграфом служат слова А.С. Пушкина «Здесь русский дух… Здесь Русью пахнет…».
Ведь прошлое не исчезает бесследно, оно остается жить в обычаях, слове, песне, сказке.
В нашей игре участвуют команды (представляются команды).
Итак, давайте прорепетируем.
Фольклор.
В русской пословице говорится, что он и вору даст фору.
Внимание, вопрос!
Про кого это?
а) разбойник б) глупый человек в) азартный игрок
Правильный ответ: азартный игрок.

Ведущий. Наша первая страничка «Игрушечных дел мастера», так называли в старину умельцев, которые были заняты работой: делали игрушки.
Эта игрушка, хотя и считается русской, но пришла к нам из Японии. Пока шла много родственников нашла,
Появляются киндер- сюрприз, комнатная антенна, дорожный складной стаканчик.
Внимание, вопрос!
Найдите родственные отношения между этими предметами. Время.
Ответ Я устроен как матрешка.

Ведущий. Страничку «Игрушечных дел мастера» продолжаем. У Евгения Евтушенко есть стихотворение «Сказка о русской игрушке», в котором рассказывается о появлении на свет новой русской игрушке, доселе неизвестной.
Это было во времена монголо – татарского нашествия. К скучающему хану Батыю привели игрушечных дел мастера Ваньку Сидорова и стал вынимать из заплечного мешка деревянных медведей и курей, скомороха с балалайкой…

… и в игрушки вникая,
Умудренный как змий
На матрешек вниманье
Обратил хан Батый.
И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг
Скольких здесь перебил он
А постичь – не постиг.
В мужичках скоморошных
Простоватых на вид
Как матрешка в матрешке тайна в тайне сидит…
Хан попятился грузно
Русь и русских кляня:
«Да уж эта игрушка
Просветила меня».
Хана страхом шатало
И велел он скорей
От Руси- от шайтана-
Повернуть всех коней.
…душа Ваньки - встаньки
В каждом русском живет.
Мы - народ Ванек- встанек.
Нас не бог уберег.
Нас давили, пластали
Столько разных сапог!
Они знали: мы – Ваньки,
Мы встаем - так всерьез.
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слез… (Е.Евтушенко)

 Ведущий. Внимание, вопрос!
Какую главную тайну русского народа открыла хану эта игрушка и тем самым напугала Батыя?
Ведущий. Цитирует строками из стихотворения.

Появляются скоморохи.
Скоморох 1.
А чтоб было веселей,
Пригласили мы гостей
Гости наши не просты,
Немолоды.
Все они поверь мне брат
Жили тыщу лет назад.

Скоморох 2.
Чтобы их сюда позвать
Пришлось нам агрегат создать
Эй, машина, раз, два, три!
Кого хочешь позови!

Скоморох 1.
Когда входит государь.
Надо крикнуть: «Здравствуй, князь, государь»
Долго князь тот в дреме был и людей совсем забыл.
Мы сейчас его разбудим когда здороваться с ним будем.
Князь появляется.

Князь
Вы откуда здесь взялись!
Вы чего тут собрались!
Ну-ка, живо марш отсюда
А не то вам будет худо!
Стража, слушай повеленье!
Враз очистить помещенье!

Скоморох 2.
Князь! А, князь! Не кипятись!
Да получше осмотрись.
И прикинь куда попал.
Стража где?
И где твой зал?

Князь
Свят, свят, свят!
Да что же это?
Уснул на троне - трона нету?
А на дворе что месяц май?
Батюшки, уж март!
А год, который уж идет?
(показывает «машина времени» 2008 год)
Ну, наука! Вот дает!
Значит, вы изобрели машину времени.

Скоморох 1.
Князь! Ты сказочный иль как
В сказке все это пустяк.

Князь
Почему же вы тогда одного меня сюда?
Скоморох 2.
Я всегда в одно мгновенье
Исполню ваше повеленье!

Князь
А раз так!
Сюда ведите кого-нибудь из моей свиты.

Скоморох 1.
Твоя воля! Вот смотри!
Эй, машина, раз, два, три!
(Появляется солдат).

Солдат
Здравие желаю, ваше величество!
Прибыл по вашему указанию
в единственном количестве.

Князь
Ой, солдат!
Да как я рад!
Как живешь-то, брат, солдат?

Солдат
Живу, как в сказке
День вою, два в повязке
Третий знамя охраняю
Четвертый сказки сочиняю.
Про то, как первые три дня
был на службе у князя.
Только знаете, друзья,
Заскучал по дому я.

Князь
Хватит тут хандры у нас!
Что там за поясом торчит
То ли копья, то ли щит?
Ведущий. Продолжаем игру.
Наша страничка «Заморочки на щиточке»

1 задание. Любят на Руси березу, в народе ее величают красавицей, березой-матушкой, соединяя свое отношение к дереву с любовью к родительскому дому, к Родине.
Верой и правдой служит береза человеку. Недаром в старину о ней пели:

А береза – дерево-
О четыре дела.
А первое дело-
Мир освящать;
А второе дело- крик утешать,
А третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело- чистоту соблюдать.
Внимание, вопрос!
Назовите все «дела» березы, упомянутой в песне.

Ответ.
Лучина, деготь из березовой коры (смазывали оси колес телег, раздолбанных на бездорожье; мужчины пропитывали им свои сапоги), отвар из листьев и почек (принимали как желчегонное и антисептическое средство, березовый сок при общей слабости), веник (использовали в бане и дома).

Ведущий.
В старину на масленицу использовалась лейка. Объясните зачем?
Ответ. Лейкой в старину называлась тройка лошадей. Она- незаменимый атрибут народных гуляний.

Ведущий.
Внимание, вопрос!
«Ожившие слова». Перед вами слова: перстень, устный, чело.
Найдите родственные слова к понятиям палец, лоб, губы.
Ответ: перстень (палец), чело (лоб), устный (губы).

Князь
Позвать ко мне посла!
Срочно! Только я не помню точно
Из какой он стороны
Но предо мною все равны
Он по- русски десять слов,
А смешон как сто шутов

Скоморох 1.
Что ж, ребята! Новый гость!
Всей программе будет гвоздь!
И придет он к нам не зря.
Мы расскажем про Россию, он нам про свои моря.

Скоморох 2.
Эй, князь, батюшка, смотри,
Эй, машина, раз, два, три!
Появляется посол.

Посол.
О, ля-ля! Вот это фокус, господа!
Я давно мечтал поверьте побывать в глуши сибирской.

Скоморох 1.
Успокойтесь, гер посол, да садись-ка за стол.

Посол.
Я такой счастливый весь - не могу на место сесть.
О! Князь, батюшка, вы здесь!
Разрешите черный ящик мне открыть
Заморочками немного удивить.

Скоморох 2.
А ну, ребята не сдавайся, чтоб не дать послу зазнаться
Мы покажем ему сейчас, как играют здесь у нас.

Ведущий.
Продолжаем игру.
Показывает «черный ящик».
В нем находятся предметы.
Разгадаем каждый по очереди.

А) Предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно убить одного страшного персонажа русских сказок.
Ответ: игла.

Б) С помощью этих предметов, которые лежат в «черном ящике», герой русской народной сказки нашел свое счастье – мудрую и красивую жену, заколдованную злым волшебником.
Ответ: лук со стрелою.

В) Предмет, который указал путь- дорожку не только Ивану царевичу, но и одному из мифологических героев древней Греции (когда попал в лабиринт к Минотавру).
Ответ: клубок ниток.

Ведущий.
Перевернем страницу и читаем «Ай, славные вы богатыри святорусские». Речь пойдет о былинах.

 Воспевая «добрых» молодцев, былина не забывает упомянуть о следующем:
1) «у богатыря плечи да во косу сажень»
Внимание, вопрос!
Уточните ту меру, о которой идет речь в былине?
Ответ: сажень 2м 48 см.

2) Богатырской силе подвластны огромные тяжести.
Оратай Микула Семянинович рассказывает:
Я там был третьего дня.
Закупил я соли целых три меха
Каждый мех-то по сто пудов
А и сам я – сорока пудов.
Внимание, вопрос!
Найдите пуд и определите сколько весил Микула?

Ответ: 640 кг.
3) у богатыря и конь богатырский
«скок» -след коня.
А и первый скок нашли за 12 верст
А как третий скок - не могли найти.
Внимание, вопрос!
Интересно, какое расстояние мог преодолеть конь за один «скок»?
Ответ: 1000 метров, т.е. 1 км.
Появляется солдат и обращается к князю.

Солдат.
Я князь, батюшка, солдат,
Услужить всегда вам рад
Прикажите я слетаю
Хоть в Багдад, а хоть в Китай
Тебе кушать князь охота
Ну, а дичь вся по болотам
Пока сходишь, принесешь
Ты от голода помрешь.

Князь
Что же будем собираться
Иль пред Вами здесь скончаться

Посол
Нет, князь- батюшка, постой
У меня рецепт простой
Вот сеть полная рыбешек
Прежде, чем уху сварить
Надо многое решить
Отвечайте подружнее,
Чтобы было веселее.

Ведущий
Наша следующая страничка «Там русский дух, там Русью пахнет…».
Внимание, вопрос!
1) Известно, что в странах Азии, например, руками едят плов. А почему на Руси руками ели рассольник?
Ответ: рассольник- это пирог с огурцами.
2) Сам худ, а голова с пуд.
Ответ: безмен.
В брюхе - баня
В носу - решето
На голове - пупок
Всего одна рука
И та на спине.
Ответ: чайник.
3) меня одну не едят, а без меня мало едят.
Ответ: соль.

Посол
Так что милый, государь,
Не зачем идти в такую даль
Не зачем искать болото
Чтоб подстрелить кого-то.

Князь
Чтобы Вас развеселить
Итог будем подводить
Ну-ка, славное жюри
Нам героев назови.
Подведение итогов. Награждение.

Скоморох 1.
Времена теперь другие, как и мысли и дела
Далеко ушла Россия от страны в какой жила
Умный, сильный наш народ свою землю бережет
А преданья старины забывать мы не должны.

Все хором.
Слава русской старине, слава нашей стороне.
Ведущий.
Спасибо!
Рефлексия.

Презентация