Рекомендации педагогу, неожиданно решившему, что его место — в дополнительном образовании

Разделы: Администрирование школы


Введение

Дополнительное образование в современном обществе рассматривается как необходимое для становления личности. Ведь знания, которые получают дети, посещая занятия во внеурочное время, должны быть универсальны, то есть те знания, которые будут востребованы в дальнейшем.

Изучая основные предметы в общеобразовательном учреждении, ребята получают базовые знания по предметам. Рамки стандартного урока (даже при применении разнообразных форм обучения) порой не позволяют учащимися раскрыть свой потенциал. «Очевидно, что жизненное пространство ребёнка не может ограничиться только образовательным учреждением, оно должно простираться до границ, очерчивающих сферу, которую осваивает ребёнок. И очень важно, чтобы окружающая его среда была к нему не враждебна, а адекватна его социальным интересам и способностям. Только тогда он сможет осознать свою самостоятельность, найти благоприятные условия для удовлетворения социально-ценностных ориентиров, способностей и потребностей». (Силанов А.Н. Всё начинается с детства. Внешкольник, №5 (128), 2008, с. 19-20). Поэтому перед всеми учреждениями дополнительного образования должна стоять задача построить работу так, чтобы ребёнок на занятиях в объединении смог раскрыть свои способности, развить их и довести до совершенства. «Изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии страны в последние годы, способствовали разработке программ дополнительного образования нового поколения, направленных на получение практических навыков, а также способствующих успеху в жизненном самоопределении обучающихся». (Тетерина С.Л. О развитии системы дополнительного образования детей. Внешкольник, №5 (128), 2008, с.12-13). Преимущественно нетрадиционные формы обучения, индивидуальные и групповые занятия помогают сотрудничество педагога и обучающегося направить в нужное, более качественное русло. Ни одно занятие не обходится без творчества, изобретательности педагога.

Говорят, в дополнительное образование идут неудавшиеся учителя. Я с этим утверждением не согласна. Если такие люди и приходят в УДОД, то надолго не задерживаются, а остаются только истинные педагоги, способные «вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие». (Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, с. 7).

Предлагаю следующие рекомендации тем, кто не нашёл себя в общеобразовательном учреждении и желал бы проявить свои способности в дополнительном образовании.

Рекомендации

(шуточные, но в каждой шутке есть доля истины)

Шаг 0. Прежде чем переступить порог учреждения дополнительного образования, подумайте, может, ещё не поздно вернуться в общеобразовательное учреждение. Оглянитесь назад, вспомните прекрасные годы, проведённые в стенах Вашей любимой школы: уроки, шалуны-ученики, иногда строгие, но справедливые бывшие коллеги, Ваш дорогой (и в прямом, и в переносном смысле) кабинет, разъярённые и не очень родители, незабываемые школьные моменты, может, что-то ещё. Подумать только, всё то же самое ждёт Вас и в дополнительном образовании.

Шаг 1. Вы всё-таки решились. Добро пожаловать в дополнительное образование! Стоп. Вы ничего не забыли там, за дверьми? Берите с собой всё, что есть. Вам это точно пригодится. Только здесь из ничего можно что-то сделать: немного смекалки, фантазии и, конечно же, творчества.

Шаг 2. Прежде чем войти в кабинет директора подумайте, чему Вы можете научить детей, какой жизненный опыт передать подрастающему поколению, какими талантами можете поделиться со своими учениками. Оценили свои возможности – двигайтесь дальше!

Шаг 3. Хороший руководитель никогда не упустит умного, креативного, перспективного работника. Лучше, если Вы заявили о себе ранее, ещё на прежнем месте работы. Если же этого не случилось, постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление с первых минут своего общения с будущим начальником. Фразы типа «У меня нет…», «Я не знаю…», «Я подумаю…» изначально поставят Вашу кандидатуру на последнюю строчку рейтинга среди претендентов на данную должность. Постарайтесь хотя бы на этом этапе соглашаться со всем, что предлагает директор. Конечно, не стоит стоять перед ним «на задних лапках», подумайте и ответьте так, чтобы и руководитель был доволен, и Вы не остались в накладе.

Шаг 4. Вы довольны собой? Так держать! Теперь начинается самое сложное. Чем больше Вы сделаете сейчас, тем легче Вам будет работать потом. Для начала напишите программу, которая Вам поможет привести Ваши мысли по поводу шага 2 в порядок. Программа должна быть написана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. Отнеситесь к этому процессу со всей ответственностью.

Шаг 5. Приступаем к поиску детей, с которыми Вы будете работать на протяжении всего периода обучения. За помощью можете обратиться к социальным педагогам и заместителям директора по воспитательной работе в школах, ведь это ваша общая забота: организовать досуг детей. И ещё один совет: приглашайте в своё объединение всех желающих (конечно же, если подходит возраст), так как некоторые дети приходят в дополнительное образование, особенно в новое объединение, из любопытства. Если же что-то ребёнку не понравилось, на занятии Вы его больше не увидите!

Шаг 6. Этот шаг очень важен – Ваше первое занятие. Как и в любом деле, начать труднее всего. Конечно, главной целью этого занятия будет знакомство детей с основными направлениями Вашей программы. Не забудьте, что этот урок должен быть самым интересным, запоминающимся, ведь от него будет зависеть, скольких детей Вы сделаете своими единомышленниками, со сколькими ребятами дойдете до конца учебного года, сколько учеников к Вам придет на следующий год (если программа двух и более годов обучения).

Шаг 7. Ну вот, фундамент заложен! Но не расслабляйтесь! Ведь нужно не только завлечь детей в объединение, но и удержать в нём до конца учебного года. А это значит, что каждое занятие должно быть таким, чтобы ученик захотел прийти на следующий урок.

Шаг 8. После того, как Вы сформировали группу из постоянно посещающих занятия ребят, пора вспомнить и о таком документе, как журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении. Заполняйте его систематично, радуя глаз администрации. В дополнительном образовании журнал играет иную роль, в отличие от журналов общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, учёт Вашей работы, а не успеваемости детей.

Шаг 9. Важный шаг. Вы уже немного втянулись в работу. Пора бы задуматься и о демонстрации результатов Ваших учеников. Что? Рано? Как бы не так! В дополнительном образовании достаточное количество различных конкурсов. Если поработать творчески, то Вы наверняка найдете выход творческим способностям Ваших подопечных.

Шаг 10. Последний! Это Ваша дальнейшая работа в учреждении дополнительного образования. Если Вы оценили достоинства Вашего нового места работы и не замечаете недостатков, Вы никогда не пожалеете о сделанном выборе. Дерзайте, творите, восхищайтесь своими учениками!