Элективный курс как один из компонентов профильного обучения

Разделы: Физика


Одним из важных социально-экономических условий введения профильного обучения является усиление вариативности и личностной направленности образования. А также обеспечение активности школьника: расширение его возможностей и формирование обобщенных способностей выбора.

В настоящее время в нашей республике половина старшеклассников изучает предметы углубленно или в профильных классах. Учащихся, родителей и педагогов привлекают их практико-ориентированность, нацеленность на успешность в жизни. В Муниципальном образовательном учреждении "Таттинский лицей" профильное обучение осуществляется по двум направлениям: научно-технический и естественно-научный. Начиная с 5-го класса, мы ведем длительную и планомерную работу по определению склонностей и способностей учеников. Кроме наблюдения за учащимися, анализа их контрольных и творческих работ, социально-психологической службой лицея используется множество методик по выявлению познавательных интересов. На основании достигнутых результатов в учебе, психологического тестирования, учитывая интересы и желания самого ребенка и родителей, руководствуясь пожеланиями педагогов, проводится набор в профильные классы. В научно-технических классах углубленно изучается группа взаимосвязанных предметов, таких как алгебра, геометрия, физика, информатика. В естественно-научных классах - биология, химия, география. С профильностью изменилось содержание учебных программ и учебного материала, усваиваемого учениками. Нужно отметить два основных способа изменения содержания: во-первых, обучение организуется по программам и учебникам для углубленного изучения предметов; во-вторых, преподаватели лицея вносят собственные изменения в программы профилирующих предметов.

Реализация идеи профильности в старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Поэтому с 9-го класса мы начинаем постепенно вводить курсы по выбору, тем самым организуя профориентационную работу. Каждый лицеист сделал осознанный выбор по выстраиванию собственной образовательной программы, предусматривающей увеличение объема самостоятельной работы с дополнительной научно-популярной литературой. Преподаватели лицея, в свою очередь, все больше ориентируются на использование методов изложения материала, организацию исследовательской работы учащихся, организацию элективных курсов.

Элективные курсы могут использоваться для построения индивидуальных образовательных траекторий. Элективный учебный курс (от латинского electus - избранный, избирательный) - обязательный учебный предмет по выбору обучающихся из компонента образовательного учебного учреждения. Он выполняет три основных функции:

  • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;
  • углубление, дополнение профильного учебного предмета;
  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности.

Элективный курс "История физики" направлен на углубление и расширение знаний по физике, а также как обобщающий курс для классов естественнонаучного и научно-технического профилей.

Цель курса - знакомство с фундаментальными открытиями в физике, с возникновением и становлением физических идей и теорий, с взглядами и творчеством выдающихся ученых - личностей ярких, различных по характеру, но всегда преданных своему делу.

Задачи:

  • знакомство учащихся с жизнью и творчеством ученых-физиков;
  • развитие познавательного интереса в изучении физики;
  • воспитание личности на основе жизни и деятельности великих ученых.

Элективный курс "История физики" предлагается для изучения только в старшей профильной школе, т.е. в 10 классе. Данный курс рассчитан на 18 часов. Предполагаемый вариант преподавания курса по 1часу или по 2 часа в неделю. Курс состоит из трех частей. В первой части рассматриваются вопросы становления и развития научных знаний в период древности. Во второй части учащиеся знакомятся с развитием и жизнью ее создателей в эпоху классической физики. Третья часть рассказывает о направлениях развития современной физики и лауреатах Нобелевской премии по физике.

Программа построена таким образом, что в процессе изучения в сознании школьников формируется современная картина мира как итог длительного исторического развития научных представлений об окружающей природе. Основные формы организации образовательного процесса: лекция, семинарские занятия, дискуссия, конференция, защита реферата. Оценивание достижений учащихся может быть произведено в зачетной форме. Основанием для оценивания учащихся является выступление на семинарах, защита реферата.

Таким образом, введение новой модели организации профильного обучения, позволяющей проектировать собственную деятельность по созданию индивидуальной образовательной программы, дает выпускникам данного образовательного учреждения возможность идентифицировать себя относительно будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы.

  1. Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. - М.: Просвещение, 1986.
  3. Кюри Е. Мария Кюри. - М.: Атомиздат, 1976.
  4. Мощанский В.Н., Савёлова Е.В. История физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Храмов Ю.А. Биографический справочник. - Киев, 1997.
  6. Хрестоматия по физике: Под редакцией Б.И.Спасского. - М.: Просвещение, 1982.