Обобщающий урок по разделу "Люби живое" (Информационно-развлекательная игра "Крестики-нолики")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:обобщить знания детей по пройденному разделу; учить действовать сообща.

Задачи урока:

  1. Обучать навыкам анализа текста и поступков героев.
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей, кругозор.
  3. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды, вас ждут 8 конкурсов.

Тема игры - «О чем нам книги говорят?».

Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, у которых знаков окажется больше.

II. Конкурсы

Конкурс «Угадай-ка»

(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

- О ком написаны такие строчки:

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(О почтальоне. С. Маршак. «Почта».)

Он наотрез отказался вчера
С вами в соседстве занять номера.
Очень гордится он белою кожей -
Вот и ночует на стуле в прихожей!
(О Твистере. С. Маршак. «Мистер Твистер».)

Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет,
Река под названием «Конго» течет.
(О Фоме. С. Михалков. «Фома».)

Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой,
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки кипяченою водой?
(О Вите. С. Михалков. «Про мимозу».)

Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени -
Номерка не нахожу.
(О девочке. А. Барто. «В театре».)

Я взяла его домой,
Накормила досыта.
(О котенке. Е. Благинина. «Котенок».)

Конкурс «Бросай-ка»

- Пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача - придумать 2 вопроса для другой команды по пройденному разделу. Вы должны выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 3 секунды.

Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.

Конкурс «Счастливый случай»

- Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А. Барто и С. Маршака, и вот что у него получилось... Послушайте и найдите ошибки.

1 команде:

Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
(Зайку - мишку; зайке - мишке. «Мишка».)

Эй, не стойте слишком близко -
Я рысенок, а не киска.
(Рысенок - тигренок. «Тигренок».),

Вертолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(Вертолет - самолет. «Самолет».)

Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
(Тапочки - туфельки; тапочку - туфельку. «Слон».)

Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
(Слона - кота; слон - кот. «Грузовик».)

2 команде:

Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
(Малышке - ребенку. «Верблюд».)

Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска качается.
Сейчас я упаду!
(Медведь - бычок. «Бычок».)

Почему течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
(Почему - отчего. «Лебеденок».)

Горит на солнышке
Цветок,
Как будто я
Огонь зажег.
(Цветок - флажок. «Флажок».)

- Где обедал соловей?
- В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
(Соловей - воробей. «Где обедал воробей?».)

Конкурс «Заморочки из бочки»

Каждой команде выдается мешочек с коконами от «Киндер-сюр-призов» с заданиями внутри.

- Вам нужно вынуть кокон из мешочка, раскрыть его, прочитать задание, за короткое время обсудить и дать ответ.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста,
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

Задания для 1 команды

  1. Подумайте, на какую тему, о ком пишут Маршак и Михалков.
  2. В каком стихотворении есть такие строки:

«Наконец-то я в ...!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла»?

  1. Как объяснить их смысл?
  2. Кому из поэтов принадлежат строки:

«Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной...»?

Задания для 2 команды

  1. Подумайте, на какую тему, о ком пишут Барто и Благинина.
  2. В каком стихотворении есть такие строки:

«И звучат печально……..
В нашей комнате без мамы»?

  1. Как объяснить их смысл?
  2. Кому из поэтов принадлежат строки:

«...Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?

Конкурс «Темная лошадка»

- В этом конкурсе вы должны узнать автора, из жизни которого я прочитаю отрывки.

  1. «Печатать свои стихи она начала в журнале «Мурзилка» в начале 30-х годов. У этой поэтессы было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина». (Е. Благинина.)
  2. «В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт -выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье - в мае 1945 года погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей». (А.Л. Барто.)

Конкурс «Ситуация»

- Выберите правильный ответ.

Ситуация для команды 1

Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали ...

  1. Емеля.
  2. Степан.
  3. Иванушка.

Ситуация для команды 2

Сергей Михалков написал продолжение «Дяди Степы», уже про его сына. Его звали ...

  1. Егор.
  2. Федот.
  3. Степан.

Конкурс «Называй-ка»

Команде предлагается выбрать одну из двух карточек. На обратной стороне написано название произведения. Участникам команд за некоторое время нужно подготовить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались о названии произведения.

Е. Благинина «Котенок»

 

А. Барто «Разлука»

Конкурс «Инсценируй сказку»

- За короткое время вы должны подготовить инсценировку произведения, которое сейчас вытяните на карточке. (Для удобства подготовить по несколько карточек.)

1. С.Л. Маршак. «Волк и лиса».

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки.
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

2. СВ. Михалков. «Как старик корову продавал»

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
-Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
-Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не отдам никому,
Такая скотина нужна самому!

X. Подведение итогов

- Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора...
На табло взгляните все -
Подведем итог игре.

Подсчет «X» и «О». Награждение.

Приложение