Межпредметная интеграция

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Особенность современной начальной школы – интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. У детей рано складывается своя «картина мира». Дошкольник, принимаемый в школу, уже имеет достаточно определённое представление о мире: из книг и рассказов окружающих, из средств массовой информации, общения друг с другом. Да, характер всей этой информации представляет собой пёструю мозаику, но при всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность.

С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретёнными детьми, мало связанны между собой.

Современные социокультурные проблемы выдвигают требования научить детей мыслить масштабами на планетарном уровне. Этого можно достичь, если в восприятии ребёнка соединить локальные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира.

В.А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире.

В данной статье хочу рассказать о вертикальном тематизме как нравственном ориентире в процессе обучения. Предлагаю развитие у ребёнка широкого гуманитарно-экологического мышления, восприятия им целостной картины мира через нравственно-эстетическое воспитание.

При разработке этого принципа необходимо опираться на следующие положения:

  • все виды духовной деятельности отражают единый мир в многообразии различных видов, форм искусства и науки;
  • воспитательное значение искусства и науки как общечеловеческих ценностей в процессе передачи духовного опыта новым поколениям;
  • человек должен находиться в гармонии с окружающим миром.

Что даёт ученику вертикальный тематизм.

Воспитание духовной культуры учащихся на основе единых вертикальных тем как нравственно-эстетических ориентиров в межпредметной интеграции помогает в развитии целостного мышления, целостного познания мира. При этом развивается образное, конкретное и отвлечённое мышление. Активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий. Для младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость длительного восприятия. Поэтому обращение к одной теме 3 – 4 раза в течение недели на разных уроках будет способствовать развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса к одной теме.

Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему, сценический этюд.

Комплекс предметов: окружающий мир и эстетический цикл.

Комплекс может быть представлен разными предметами, по желанию педагога. Но присутствие окружающего мира, чтения – обязательно. В комплексе все предметы равноправны, при этом в каждой конкретной теме тот или иной предмет может оказаться ведущим в силу объёма и значимости материала.

Если окружающий мир даёт детям естественно-научную, объективную картину мира, то эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Комплекс эстетических предметов и окружающего мира приобретает экологическую направленность. Экологически ориентированная педагогика должна отвечать принципу природосообразности в его современном звучании, развивать у детей нравственное отношение к природе, обществу, людям, воспитывая у них такие чувства и состояния как любовь, волнение совести, высокий подъём переживаний от общения с природой как высшего счастья. Ребёнок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром.

Структура, принцип построения тематического планирования.

Темы имеют широкое общечеловеческое значение. Интеграция совершается на основе широкого охвата жизненных явлений. Точками соприкосновения разных учебных предметов становятся важные нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения ученика, его отношения к окружающему миру, природе, обществу, самому себе.

Тематизм развёрнут в нравственно-экологическом ракурсе, на воспитании любви, внимания, бережного отношения к окружающему миру и осознанию себя в этом мире. Поэтому в тематизме ребёнку предлагается целостный взгляд на природу, на окружающий мир, бережное, ответственное отношение к тому дому, к тому миру, в котором он живёт.

Содержательное ядро тематизма, его главная мысль: «Ты живёшь в прекрасном и удивительном мире, который надо любить, ценить и беречь», или «Я берегу мир, в котором живу».

Таким образом, принцип образования тем – вариативный трёхступенчатый. Пять основных тематических групп как варианты - аспекты тематического ядра образуют вторую ступень. И третью ступень вариативного образования составляют темы одной – двух недель, каждая из которых является вариантом одной из пяти больших тем.

Приложение

Логика последовательности тем.

В развитии тематизма от класса к классу, от одной возрастной группы к другой присутствует принцип последовательного усложнения тематизма и принцип концентрического построения – повторения наиболее важных тем на более высоком уровне.

Последовательность тем определяется календарём, временами года, праздниками. Между этими опорными пунктами помещаются различные нравственные и экологические темы.

Акцент в той или иной группе тем в каждом классе зависит от возрастных особенностей учащихся, их отношения к природе, к окружающим людям, к себе, от их готовности к познанию, умению абстрагироваться, от преобладания в данном возрасте конкретного или обобщенного мышления.

Обобщение.

В обучение закладывается единая эколого-воспитательная задача: осознать главные этические законы – Любви, Добра, Красоты, Справедливости, по которым должен жить человек.

Представляя межпредметную интеграцию, вертикальный тематизм может быть рассмотрен и как подготовка к курсу мировой художественной культуры, где предшествующие знания по эстетическим предметам сливаются в одном предмете.

О необходимости того, чтобы ребёнок с раннего детства постигал культуру своего народа, написано много, так как обращение к отечественному наследию воспитывает в ребёнке уважение, любовь и гордость за ту землю, на которой он живёт. Ему нужно знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Знание родной культуры, её истоков поможет учащимся с большим вниманием и уважением отнестись к культуре других народов.

Используемая литература:

  1. «Интеграция обучения в начальной школе» Е.Ю.Сухаревская
  2. «Межпредметные связи в начальной школе» И.В.Кошмина