Конспект урока русского языка в 6-м классе "Независимое расследование. Имена существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Цель урока: Через коллективную работу в группах дать возможность учащимся всесторонне изучить новую для них группу слов – имена существительные общего рода.

Задачи урока:

  1. Обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с именами существительными общего рода;
  2. Формировать у учащихся навык узнавания и употребления в речи существительных общего рода с оценочным значением и со значением профессии, должности;
  3. Воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающим, адекватную самооценку, чувство собственного достоинства и коллективизм, а также интерес к изучению русского языка.

Оформление урока:

  1. Оформление доски (либо использование слайдовой презентации, содержащей следующие материалы):
    • число;
    • тема урока (первая часть): Независимое расследование, или…;
    • три варианта окончания темы:
      А)…«Имена существительные, обозначающие профессии и должности»;
      Б)…«Имена существительные общего рода»;
      В)…«Имена существительные, обозначающие качества людей»;
    • существительные, отрицательно характеризующие человека: подлиза, неряха, невежда, ябеда, злюка, обжора, мямля.
    • секретное задание (на дом).
  2. Оформление кабинета: парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в нескольких группах.
  3. Оформление дидактических материалов:
    • секретное донесение;
    • клише для составления ориентировок;
    • оценочные листы со знаками «–» и «+» для работы команд;
    • толковый словарь (С. И.Ожегова, В. И. Даля или других авторов)
    • слайдовая презентация с заданиями, вопросами и материалами к уроку.

Ход урока

1. Организация учащихся к уроку:

– Здравствуйте, товарищи! Прошу садиться.

2. Сообщение учащимся темы и целей урока:

Сегодня, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, вам предлагается вместо урока русского языка провести независимое расследование, от результатов которого будет зависеть, насколько успешно вы будете изучать русский язык и станет ли ваш класс дружным. К сожалению, название нашего расследования пока неизвестно, так как один злоумышленник, заметая следы, стёр его. Вы разделились на несколько групп, в которых и будете работать следующие 40 минут. Не забывайте фиксировать в тетради свои выводы, наблюдения и примеры.

3. Вступительное слово учителя:

Разведывательной службе Центра удалось перехватить секретное донесение этого тайного агента, работающего с неизвестной целью в шестых классах, возможно, нашей школы. К сожалению, в этом донесении много неясных мест. Ваши экспертные службы окажут неоценимую помощь Центру, если сумеют восстановить полный текст донесения.

4. Работа с текстами «донесений»:

Каждая экспертная служба (группа учащихся) получает «копию донесения» и восстанавливает его, после чего происходит обсуждение полученных результатов.

Секретное донесение шефу разведки от агента по кличке Злюка.

Шеф! Я хорошо законспирировался (все думают, что я сирота) и третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из учеников шестого класса для известных нам целей. Но в этом классе нам никто не подходит. Од…(-ин, -на) с виду дока, но оказал… (-ся, -ась) зазнайкой. Друг… (-ой, -ая) – лапонька с виду, но воображала и выскочка. Следующ… (-ий, -ая) – трудяга, но ужасн… (-ый, -ая) растяпа. Есть в классе и умница, но это страшн…(-ый, -ая) забияка. А непоседа и симпатяга на самом деле отвратительн…(-ый, -ая) белоручка.

Шеф! Я хотел с горя завербовать учителя! На вид так…(-ой, -ая) милашка, но оказал…(-ся, -ась) придирой. Здесь не с кем работать. Жду дальнейших инструкций.

Агент Злюка

Существует три варианта развития событий.

I вариант. Группам текст восстановить не удалось:

– Удалось ли вам полностью восстановить текст донесения? Если нет, то почему?

II вариант. Восстановленные тексты оказались разными (род прилагательных и глаголов, окончания которых вписаны в «донесение», не совпадает у групп):

– Почемунекоторые прилагательные и глаголы у разных экспертных групп оказались разного рода?

III вариант. Тексты у всех групп совпадают:

– У вас получились совершенно одинаковые тексты. А к какому ещё роду могут быть отнесены выделенные существительные? В каком случае это возможно? Как при этом должны выглядеть окончания прилагательных и глаголов, сочетающихся с этими существительными в тексте?

Вопросы группам:

  • К какому роду относятся выделенные существительные?
  • Когда их можно отнести к женскому роду?
  • Когда они относятся к мужскому роду?
  • Что помогает определить их род?
  • К какому роду они не могут быть отнесены и почему?
  • Какое название можно дать таким существительным?

Вывод:Эти существительные могут относиться к женскому роду, если характеризуют лиц женского пола, и к мужскому, если употребляются для характеристики лиц мужского пола. Их род определяют прилагательные и глаголы, с которыми они согласуются. К среднему роду они не относятся, так как люди делятся на лиц мужского и женского пола. Такие существительные следует называть существительными общего рода.

5. Определение значений существительных общего рода:

– Центр доволен проделанной вами работой, но до сих пор не ясно, что обозначают эти существительные. Ответьте на этот вопрос.

Эти существительные обозначают положительные и отрицательные качества людей.

– Вы получаете очередное задание Центра: выписать эти существительные в группы под кодовым обозначением «–» и «+» в соответствии с тем, положительное или отрицательное качество они обозначают.

Чтобы правильно распределить существительные по столбикам, учащиеся могут обращаться «в архив» (к толковому словарю) для выяснения их значения.

+

 

 

дока

 

 

злюка

лапонька

 

 

зазнайка

трудяга

 

 

воображала

умница

 

 

выскочка

непоседа

 

 

растяпа

симпатяга

 

 

забияка

милашка

 

 

белоручка

 

 

 

придира

Представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.

– Недопустимо, чтобы отрицательных оценочных существительных оказалось больше, чем положительных. Допишите свои существительные общего рода, характеризующие человека положительно. (Молодец, душечка и др.)

6. Заполнение клише после предварительной словарной работы:

– Центр беспокоит то, что до сих пор неизвестно, кто же этот секретный агент. Вам предлагается охарактеризовать его и составить ориентировку (описание внешности, привычек, манер, предупреждающее людей об этом человеке). Предполагаемые черты его характера выражают существительные, перечисленные на доске. Выберите те из них, которые дают представление об агенте. Докажите свою правоту.

Представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.

– Об агенте можно сказать, что он неряха, невежа, ябеда, злюка.

Неряха – потому что донесение составлено небрежно, записи неаккуратные.

Ябеда – потому что агент жалуется шефу на шестиклассников.

Злюка – потому что он зол на всех, в каждом нашёл то плохое, к чему можно придраться.

Невежа – потому что он невежлив, не стесняется в выражениях, характеризуя ребят.

– Почему для характеристики агента нельзя использовать существительные подлиза, обжора, невежда и мямля?

– Подлиза – тот, кто кого-то упрашивает, подхалимничает. В донесении агента совершенно другой тон: ласковых и хвалебных выражений нет.

Обжора – качество, связанное с аппетитом агента, о котором по донесению судить нельзя.

Невежда (однокоренное слово – ведать) – человек, мало знающий, неграмотный. Таким агента назвать нельзя, так как орфографических и пунктуационных ошибок в тексте донесения нет.

Мямля – слабый, неуверенный человек, который боится даже правду сказать, а уж не то, что соврать или нагрубить кому-нибудь. А агент «втёрся» в доверие к шестиклассникам, и они ему поверили.

– Для заполнения клише используйте слова для справок. Для этого включайте по одному выражению из каждого ряда в соответствующее предложение.

Команды заполняют клише. (Приложение 1)

7. Составление характеристики одноклассников:

– Центр благодарит вас за составление ориентировки. Она очень поможет всем шестиклассникам в борьбе за дружный коллектив против всех секретных агентов. Теперь Центр предлагает вам обратить внимание друг на друга и убедиться, что это не у вас в классе побывал агент. Для этого каждая экспертная группа должна выбрать представителя из другой экспертной группы, охарактеризовать его, используя какое-либо существительное общего рода, и пояснить свою характеристику. Из какого списка вы будете использовать слова?

– Из списка «+».

Экспертные группы составляют характеристику одноклассников. Представители 1 группы характеризуют представителей 2 команды, 2 группа, в свою очередь, характеризует членов 3 группы и т. д. Например:

– Ваня – умница, потому что он умеет играть на гитаре и старается хорошо учиться.

8. Составление предложений с существительными общего рода, обозначающими профессии и должности:

– Получено срочное сообщение из Центра. Появились новые данные по секретному донесению. Возможно, вы заметили не на все существительные, заслуживающие внимания. Нужно найти и выписать из донесения и другие существительные, которые могут называть лиц как мужского, так и женского пола, то есть, существительные общего рода. Что они обозначают? Можно ли определить их род? Как это сделать?

Представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.

– Сирота – социальное положение. Шеф, агент, учитель – должности и профессии. Агент – существительное мужского рода, так как «я законспирировался». Род таких существительных можно определить по роду глаголов и прилагательных, с которыми они согласуются в предложении.

Центр предлагает вам составить список профессий и должностей, существующих в вашей школе, представителями которых могут быть как женщины, так и мужчины. С двумя такими существительными составьте предложения таким образом, чтобы стало понятно, к какому роду их можно отнести.

Эксперты составляют списки и предложения. Затем представители одной из команд читают существительные, остальные команды проверяют и дополняют ответ.

– Директор, завуч, учитель, завхоз, повар, вахтёр, секретарь, сторож, библиотекарь.

Директор объявил благодарность дежурным за хорошую работу в столовой.

Секретарь Бумагина напечатала справку ученику. Строгий библиотекарь Галина Анатольевна проверила состояние учебников.

9. Выбор названия для расследования, запись восстановленной темы на доску:

– Наше независимое расследование близится к завершению, а вы до сих пор не восстановили его название. Центр предлагает вам на выбор три варианта. Какой вы выбираете и почему?

Учащиеся делают вывод по материалу урока.

– Имена существительные общего рода могут обозначать качества характера человека, его социальное положение, профессию или должность и относиться как к женскому, так и к мужскому роду. Значит, будет правильно назвать расследование: «Имена существительные общего рода».

Учитель записывает восстановленную тему урока на доску, а учащиеся – в тетради.

10. Подведение итогов урока, выставление оценок:

– Из Центра пришла срочная шифровка! Надеюсь, вы поймёте её значение: «Ученикам 6 класса! Вы сегодня были умницами и трудягами на протяжении всего урока. В изученной теме вы теперь доки. В общем, все вы настоящие молодцы!»

Учитель выставляет оценки наиболее активным учащимся из каждой группы. Возможно выдвижение кандидатов на «пятёрки» самими учащимися групп.

11. Запись домашнего задания и комментарии к нему:

– Центр даёт вам новое задание, которое в виду особой секретности предлагается записать в дневники как задание по русскому языку: стр. 96-97, правило, упр. 232.

Приложение 2. Презентация

Литература:

  1. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО Самовар, 1996.
  2. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 12-е, стереотип./ Под ред. Доктора филолог. Наук, профессора Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1978.